Барышни не в себе

Александр ПАНОВ

14.04.2013

В рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2013» в «Мультимедиа Арт Музее, Москва» открылись очередные выставки. Две из них уникальны.

Внук великого авангардиста, основателя конструктивизма Александра Родченко, историк фотографии Александр Лаврентьев нашел в семейном архиве серию снимков, которую в качестве куратора и показывает под названием «Лилия Брик. Несостоявшееся путешествие». Владимир Маяковский из Парижа привез в подарок своей музе «реношку» — автомобиль «Рено». Лиля получила права и в 1929 году решила отправиться на машине в Ленинград, взяв с собой в качестве фотолетописца Родченко. Доехали они, судя по всему, до Твери — художнику пришлось возвращаться в Москву. Но он честно выполнил задание, сымитировав Лилино путешествие. Она позирует на фоне авто в разных ландшафтах, правда, съемки делались уже в Москве. Это такой симулякр, как сказал бы философ Бодрийяр.

Привезли и работы легендарной Верушки (ударение на первом слоге), урожденной графини Веры Готлиб Анны фон Лендорф, — «Верушка. Автопортреты. Нью-Йорк. 1994-1998 гг.» Ее биография — авантюрный роман. Ее автопортреты — тоже симулякр. Долговязая красавица превращается то в женщину-паука, то в Грету Гарбо, то в Марлен Дитрих. А то в чернокожего президента США — как будто предвидела.

В общем, обе выставки — про то, что фотография есть не фиксация, а симуляция реальности. Тем и хороша.