Рисование словес

Александр ПАНОВ

12.04.2013

В рамках празднования «Дня православной книги — 2013» в Государственном литературном музее открылась выставка православной книги и православной гравюры «Мудрость обретаем от словес книжных».

В небольшом зале музейного здания на территории Высоко-Петровского монастыря уместилась лишь часть собрания рукописных и старопечатных книг, которым располагает ГЛМ. Есть здесь и то, что кураторы называют «православной гравюрой» — виды Храма Гроба Господня в Иерусалиме и монастыря святого Пантелеимона на горе Афон, а также лубки со сценами житий святых (были и такие, хотя в последнее время само слово «лубок» устойчиво ассоциируется чуть ли не с карикатурой).

Подлинные раритеты — Евангелие 1464 года, написанное в городе Одоеве, Сборник житий и поучений, переписанных рукой преподобного Нила Сорского (так уверяют сотрудники музея), легендарные издания русского первопечатника диакона Ивана Федорова. Хотя сама по себе выставка книг — странный жанр. В стендах под стеклом — тома, раскрытые посередине. Их не взять в руки, нельзя перелистать драгоценные страницы, ощутить тяжесть томов в кожаных переплетах. Это понятно и объяснимо, но все равно остается ощущение недосказанности. Вернее, недосмотренности.

С другой стороны, кто сегодня разберет старославянскую вязь? Комментариев и переводов нет, каталога — тоже, и это непростительные упущения. Тем более что ценнейшие книги и рукописи будут доступны зрителю лишь до конца апреля, а потом вновь отправятся в музейные запасники, и от выставки останутся лишь воспоминания.

А вспоминать есть что. Сами филигранные буквицы, для нынешнего читателя не складывающиеся в узнаваемые слова, смотрятся потрясающим орнаментом, не уступающим по красоте средневековым изданиям Корана (да простится мне такое сравнение). Иллюстрации к житиям бесконечно занимательны, тут важна каждая деталь — вроде птички над головой преподобного Сергия Радонежского. Символична игра цветов и в рисунках, и в текстах, хотя их всего три — черный, красный и коричневый. Ну и, конечно, белый — как фон.

Очень важно, что Литмузей, в последнее время делающий выставки, посвященные исключительно XX веку, а то и нынешним временам, что правильно и важно, вспомнил и о своей коллекции древностей. Тем более что в стенах Высоко-Петровского монастыря они выглядят более чем уместно.