У войны авангардное лицо

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.04.2014

В Центральном доме художника проходит XXXVI Российский антикварный салон. На пресс-конференции, посвященной его открытию, замминистра культуры РФ Григорий Ивлиев поздравил Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров с десятилетием и поблагодарил за популяризацию культуры: «Вы сделали многое для того, чтобы произведения искусства, которые не были доступны широкой публике, стали хорошо известны». Спецпроект нынешнего салона — экспозиция «Первая мировая война и русский авангард». 

1914-й был годом надежд. Подъем патриотизма и интерес футуристов к неопримитивистской эстетике заставили их обратиться к лубку. Маяковский, Бурлюк, Лентулов и Малевич, открывшие издательство, печатали плакаты на злобу дня. Бунтари и ниспровергатели традиций на время забыли об индивидуальном стиле. Без подсказки и не угадаешь, что аляповатый листок с острой надписью («Австрiяки у Карпатъ, поднимали благой мат. Гнали всю Галицiю, шайку глуполицую») создан главным пролетарским поэтом.

«Мистические образы войны» Натальи Гончаровой (1914), а также альбомы Алексея Крученых и Ольги Розановой, выпущенные в 1916-м, более серьезны. Пронизанные эсхатологическими настроениями, они поднимают простые образы на уровень символических обобщений.