Золотая лихорадка

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.04.2014

Судьба «скифского золота» — экспонатов из Крыма и с Украины, находящихся на выставке в амстердамском Музее Алларда Пирсона, остается неопределенной. Украинские власти настаивают на том, что крымские ценности должны быть переданы Киеву. Крым готов отстаивать свои раритеты.

Более 500 предметов выставки «Крым: золото и секреты Черного моря», предоставленные четырьмя крымскими учреждениями культуры (Музей исторических драгоценностей Украины дал лишь 20 предметов), останутся в Нидерландах до конца мая. Этот срок оговорен в контракте. Однако Киев уже попросил голландские власти не отдавать «мятежной республике» античные ценности. В свою очередь, о необходимости вернуть экспонаты в Крым высказались президент ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. МИД Нидерландов пока расплывчато пообещал следить за ситуацией.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, полагает, что целостность коллекции выше целостности границ:

— Этим принципом руководствуется все музейное сообщество. Но есть и юридические обстоятельства, с которыми нужно разобраться. На моей памяти подобных ситуаций еще не было.

Директор единственного украинского учреждения, участвующего в выставке, Людмила Строкова, рассказала, что из Амстердама пришли бумаги на продление экспозиции до конца августа, однако решение по ним еще не принято:

— По существующим договорам пролонгировать ее может только украинское министерство культуры, но никак не российские власти. 

Директора крымских музеев, участвующих в выставке, тоже подтвердили, что официальных решений на этот счет пока нет. Кроме того, они раскрыли некоторые детали контрактов:

— Каждый музей заключал договор напрямую с Рейнским музеем города Бонна и Музеем Алларда Пирсона, — рассказывает Наталья Быковская, заместитель директора Керченского историко-культурного заповедника. — Главное слово за юристами, но, как мне кажется, мы имеем преимущественное право на экспонаты.

Андрей Мальгин, директор еще одного участника экспозиции, Центрального музея Тавриды, опасается неправовых действий украинских властей:

— Если следовать контракту, эти вещи должны вернуться в музеи. Но, попав на украинскую таможню, они, скорее всего, будут арестованы.

По словам Валерия Науменко, генерального директора Бахчисарайского историко-культурного заповедника, также передавшего часть коллекции в Амстердам, выставка почти на сто процентов была подготовлена благодаря личным связям руководителей музеев Крыма.

— И теперь кто-то полагает, что эти вещи могут осесть в чужих фондах? К тому же в контракте есть пункт о том, что сторона, принимающая выставку, гарантирует возвращение предметов в музеи. Мне кажется, украинским юристам нужно проявить большую смекалку, чтобы его обойти. Действительно, в документах указано — выставка должна вернуться на территорию Украины. Но контракт составлялся в ином правовом поле. Теперь мы субъект Российской Федерации. Вообще эти вещи — собственность Республики Крым. Они не были привезены с территории Украины: их находили в местных заповедниках, реставрировали и хранили у нас в фондах. 

Наталье Быковской тоже жаль труда музейных работников:

— Мы отдали вещи, датируемые VI в. до н.э. – V в. н.э. Кроме золота, относящегося к сармато-аланской культуре, есть и памятники из лапидарной коллекции, которые у исследователей ассоциируются с нашим музеем. Например, статуя «Змееногой богини». Некоторые вещи попали в коллекцию еще в XIX веке — музей был основан в 1826 году. Но даже в 1954-м никому не пришло в голову изымать ценные экспонаты из фондов. На выставку отдали все лучшее, не предполагая подобного развития событий. Для нас все эти памятники не абстрактны. Каждый из них — это кровь и пот музейных сотрудников и реставраторов.

Работники культуры понимают, что перекраивание коллекций приведет к хаосу в музейном мире. «Начинать передел опасно, — объясняет Наталья Быковская. — Действия сторон могут оказаться непредсказуемыми. Уже и так немало проблем связано с реституцией. Этот вопрос выходит за рамки Крыма».

Хочется верить, что у украинских и европейских политиков в итоге возобладает здравый смысл.