Дурацкие истории

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

04.04.2014

День дурака в Театральной галерее на Малой Ордынке отметили веселее некуда — здесь открылась выставка Владимира Любарова «Первое апреля нон-стоп».

При упоминании фамилии «Любаров» всякий нормальный человек расплывается в улыбке и сам начинает напоминать любаровского персонажа — дурака то есть. Вот только дурак этот на картинах художника из Перемилово не простой, а вполне сказочный: тот самый Иван. Вроде балда балдой, а не поддающимися разуму сакральными знаниями владеет. 

Этот иррационально-фольклорный мир Владимир Любаров стал писать после того, как в начале 90-х, уже состоявшимся столичным художником, перебрался на ПМЖ в Богом забытую деревеньку во Владимирской области — Перемилово. Сдружившись с аборигенами и умилившись их кривенькой, но уютной вселенной, Любаров принялся переносить увиденное на холст. Так в русской живописи появились плюгавенькие, вечно хмельные мужички и упитанные женщины с влюбленными глазами, иногда превращающиеся в плотных русалок.

На первоапрельскую выставку они хлынули из владимирской деревеньки скопом, правда, исключительно в нарисованном виде — коренные перемиловцы давно вымерли и продолжают существовать только на полотнах. Их место в мире живых заняли дачники, мало волнующие художника. А потому на все недавние события продолжают откликаться перемиловские аборигены — вслед за столичными жителями устраивают демонстрации и проводят дебаты (в местном варианте это мордобой). Или занимаются спортом, не покладая рук, а также ног — физкульт-привет олимпийскому Сочи! С недавних пор к деревенским жителям стали добавляться персонажи брежневской эпохи — «веселого времени застоя» и молодости Любарова. Надо сказать, от перемиловцев они мало чем отличаются, разве что гроздьями висят на трамваях или стоят в очереди сдавать стеклотару («Бутылки с винтом не принимаются. Администрация» — любовно выведено на табличке пункта приема посуды).

Тем же 70-м посвящена и новая книга Любарова «Праздник без повода», презентованная в галерее на Малой Ордынке. Те же емкие, ироничные и очень добрые автобиографические истории, только рассказанные не в картинках, а в изящных эссе. Воспоминания о труде в издательстве «Реклама»: с вдумчивым пьянством сотрудников и перебежками в соседнее учреждение — потому что сломан туалет... Работа в НИИ с принудительными утренними зарядками для всех — и для тех, кто «с бодуна»: «Особенно доставали Колю приседания. Держась за письменный стол, он ухал вниз и там оставался. Не встанет, думал я каждый раз, но Коля обязательно вставал».

Не обошлось, конечно, и без перемиловских историй — про Сережу Инопланетянина (однажды увидел летающую тарелку), про Зою, которая улетела на небо, а также о русалках, домовых и прочих обитателях тех мест. Все это щедро проиллюстрировано любаровскими работами, которые он иначе как «картинки» не называет. В общем, первое апреля нон-стоп.