Три цвета времени

Александр ПАНОВ

23.03.2013

В государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка «Форма-пространство-цвет». Она посвящена творчеству художественной династии Комовых — знаменитого скульптора Олега, известного живописца Ильи и успешного архитектора Алексея. Каждому отдано по залу.

Олег Комов — это целая эпоха в русском искусстве XX века, народный художник СССР и России, автор многочисленных памятников, среди героев которых никогда не было партийных вождей и глав государства. Зато были Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Александр Суворов, Илья Репин, Петр Чайковский. И, конечно, Пушкин. Комовские памятники ему стоят в Пскове, Болдине и даже в Мадриде. Настоящий шедевр — в Твери: элегантный, франтоватый Александр Сергеевич, опершийся на решетку невской набережной. На выставке представлены авторские копии скульптур, и не только модели памятников, но и бытовые зарисовки. Изюминка экспозиции — композиция, посвященная Пушкину и Гончаровой, последняя работа мастера, умершего девять лет назад. Памятник будет установлен в Полотняном Заводе, гончаровском имении. И посетители музея увидят его первыми.

Портреты и пейзажи Ильи Комова — это игра цветов, сознательно упрощенные формы, которые, по словам художника, должны отсылать к лаконичности древнерусских фресок. Но на самом деле тут больше от брутальных фовистов. Недаром автор подолгу живет в Париже.

Алексею Комову доступно все — от храма до офисного интерьера. Построенное запечатлено на фотографиях. Но на выставке есть много эскизов — того, что пока только в планах.

Классицист Олег Комов, модернист Илья Комов, постмодернист Алексей Комов. Образ времени сложился.