Настроение — весна

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.03.2014

В залах Российской академии художеств — выставка произведений Алексея Михайловича Грицая (1914–1998), посвященная столетию со дня его рождения. 

Прославившийся как пейзажист, свою первую Сталинскую премию художник получил за работы иного жанра — портреты академиков. Учившийся у официального живописца Исаака Бродского, Грицай не сразу стал заниматься пейзажем. О поисках свидетельствует «Натюрморт» (1940), напоминающий почти монохромную голландскую живопись. Или редкий для художника «Портрет жены с сыном» (1954) — главными героями картин были, как правило, не люди. Впрочем, и здесь мастер показал себя как лирик. 

Пейзаж на выставке занимает центральное место. Грицай умел передать тонкие и быстро меняющиеся состояния природы. Сгущающиеся сумерки и темный силуэт леса («Ночь надвигается», 1990–1991). Неяркое весеннее солнце («Апрель», 1984–1985) и оголенные растрепанные деревья («Старые ветлы. Весна», 1977). Болотистый цвет застоявшейся воды («Половодье. Затопленные дубы», 1964). И даже ощущение погожего дня — глядя на его картину «Теплый ветер» (1980), чувствуешь, как на смену суровым зимним дням пришла она — весна.