Надежда глазами мировых фотографов

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.02.2020


В Москву привезли финалистов международного фотоконкурса Prix Pictet.

Фотоконкурс, учрежденный группой Pictet Group, был основан в 2008 году и быстро вошел в число престижных фотографических смотров. Призовой фонд составляет 100 тысяч швейцарских франков, участие принимают сотни авторов со всего мира, а церемония награждения проходит в британском музее Виктории и Альберта. Работы финалистов — тех, кто вошел в шорт-лист, — отправляются в турне: например, кадры, приехавшие в этот раз Москву, уже успели побывать в Цюрихе и Токио.

Цикл премии составляет не год, как у большинства конкурсов, а 18 месяцев. Каждый раз придумывается новая тема, которой должны соответствовать снимки, участвующие в конкурсе: нынешняя звучит просто — «Надежда». Общее количество участников в сезоне 2018-2019 превысило шесть сотен, а в финал вышли лишь 12 авторов: их произведения могут увидеть гости Музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. Выставка открылась в рамках параллельной программы XIII Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2020». Директор Prix Pictet Майкл Бенсон рассказал «Культуре»:

— Участники должны представить серию кадров, рассказывающих «цепляющую» историю. У нас акцент именно на сторителлинге. Авторы фото подталкивают зрителей к размышлению о мировых проблемах — экологии, изменении климата. Но главное, они не диктуют публике, что думать, — просто рассказывают историю, позволяя каждому сделать свои выводы. Кроме того, фотографы должны найти баланс между искусством и репортажем. Обычное соотношение — 50 на 50. Кто-то, как Робин Роуд, прежде всего известен как современный художник. А некоторые, например Шахидул Алам, как журналисты.

Известные конкурсы, например World Press Photo, нередко делают акцент на социальной тематике кадров: победителями становятся фото, снятые в месте боевых действий, сложные для восприятия. Prix Pictet также обращается к острым проблемам, но обходится без кровавых сцен.

 Непростую историю можно рассказать без шок-контента: пример тому — серия Шахидула Алама из Бангладеш, посвященная Хаджере Бегум, в детстве пережившей насилие и занимавшейся воровством и проституцией. Хаджера нашла в себе силы не только начать новую жизнь, но и протянула руку помощи брошенным детям. Основала приют: в пяти маленьких комнатках живут 30 воспитанников. Здесь нет и намека на ремонт в привычном понимании, алфавит чертят мелом прямо на полу. Но главное — дети получили шанс на домашнюю жизнь, кто-то даже отправился в престижную школу-пансионат (деньги на обучение собрали в соцсетях): шанс, которого не было у самой Хаджеры.

Не менее драматична серия ирландца Росса Макдоннелла. Его снимки сделаны в госпитале в афганском Джалалабаде. Макдоннелл фотографировал искусственные конечности, оставленные в больнице пациентами, получившими от Красного Креста индивидуально изготовленные протезы. С одной стороны, эти кадры — реалии страны, где никак не установится мир. С другой — автор показывает, что люди, лишенные ног, учатся жить со своей болью и даже самовыражаются: могут разрисовать искусственную ногу золотыми звездами или обуть ее в причудливый башмак. В этих кадрах много боли, но не меньше — надежды, а также умения радоваться в самых непростых обстоятельствах.

Пожалуй, самые безжалостные снимки сделаны другим ирландцем, Айвором Прикеттом, запечатлевшим разрушенный иракский Мосул. Женщина, одиноко сидящая около руин собственного дома, под обломками которого погибли ее сестра и племянница; беженцы, выстроившиеся в ряд… Однако в этих работах побеждает художник, а не репортер: кадры совершенны с художественной точки зрения — в частности, ювелирно выстроена композиция.

В некоторых сюжетах социальные темы прорабатываются более тонко. Например, южноафриканский фотограф Робин Роуд запечатлел полуразрушенную стену в опасном квартале Йоханнесбурга. Жители этого района выброшены на обочину жизни, лишены перспектив. По инициативе Роуда стену разрисовали яркими геометрическими фигурами. Фотограф привлек к работе местную молодежь — в качестве ассистентов, попытался привить им вкус к творчеству и показать, как можно преобразить городскую среду. Американка Джанелль Линч придумала и вовсе необычный проект: на ее фотографиях запечатлены растения, которые «тянутся» друг к другу. Тем самым Джанелль хотела показать взаимодействие всех форм жизни и напомнить о необходимости каждого человека переосмыслить свое отношение — и к людям вокруг себя, и ко всему живому.
 
Победительницей конкурса стала уроженка Кот-д'Ивуара Джоана Чомали: первый автор в истории конкурса, сделавший фотографии на «Айфон». Ее кадры фиксируют жизнь курорта Гран-Басам через три недели после террористической атаки, случившейся 13 марта 2016 года. Тихий городок полон горя и тоски — Джоана не решилась достать фотоаппарат и снимала одиноких прохожих на мобильный телефон. А потом распечатала фото на холсте и расшила каждый снимок яркими разноцветными нитками — пытаясь справиться с нахлынувшими чувствами. Для нее арт-проект стал своеобразной терапией. Бытовые сценки под стежками совершенно преобразились: получилось нечто вроде волшебного ковра. А его узоры — мир, где нет бессмысленной, нелепой смерти, но зато есть надежда.

Фото на анонсах: Маргарет Кортни-Кларк «Их жизнь»; Робин Роуд «Вечнозеленый».