Там ступа с Бабою-Ягой...

Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск

14.03.2014

екцию ступок из частного собрания омского мастера-костореза Николая Перистова.

Николай Перистов — известный в омском крае собиратель старины. Старинные вещи окружали его с детства. Массивное отцовское кресло, которое почему-то называли «карета», подсвечник, в котором горела свеча, когда  родилась его мама, «рубель», принадлежавший еще прабабушке… А еще Николай Васильевич всегда носит с собой первый советский серебряный рубль 1921 года. 

— Это год рождения  моей мамы, она добровольцем ушла на фронт и прошла всю Великую Отечественную, — объясняет он.

Основное занятие Николая Перистова также тесно связано со временами минувшими. Он создатель и бессменный руководитель студии косторезного мастерства «Архаика», работает с тысячелетним материалом — бивнем мамонта, причем предпочитает исторические сюжеты. Часто ездит по деревням Омской области и буквально выхватывает из водоворота беспощадного времени кусочки прошлого, вещи с памятью — старинный сундук, фрагмент потолка с урало-сибирской росписью. Такие находки он называет «машиной времени», позволяющей прикоснуться к судьбам тех, кто жил до нас. 

В Сибирском культурном центре Перистова хорошо знают. То он выставлял здесь старинные утюги из своей коллекции, то печные заслонки, то поднятые со дна Оми пушечные ядра. А теперь вот — ступки. Мастера-этнографа давно заинтересовал этот служивший человеку тысячелетиями мистический предмет, объединяющий женское и мужское начало. Когда-то ступка даже участвовала в свадебном обряде. В Полесье на свадьбу ступу рядили в женский наряд, а пест — в мужской. А еще наши предки верили, что в ступе можно истолочь болезнь. 

Вот ступка, сделанная из распиленного минометного снаряда, — неизвестный мастер превратил оружие уничтожения в орудие созидания, чем не символ? О событиях,  изменивших в начале прошлого века карту Европы, напоминает трофейная немецкая ступка со знаком движения «Патриот», члены которого предлагали делать предметы быта из низкосортного чугуна, а дефицитный цветной металл пустить на нужды фронта. А вот изящная китайская ступочка XVII века — на ней записан рецепт вечной жизни и молодости. Местные знатоки перевели «китайскую грамоту»: нужно растолочь жемчуг, сушеную змею, цветок водяной лилии. И еще много чего — полностью средневековый китайский текст еще не осилили.

— Когда расшифруем всю надпись, представляете, какая ко мне будет очередь, — смеется мастер. 

В его коллекции 180 ступок — чугунные, бронзовые, каменные, огромные деревянные, вполне подходящие для Бабы-Яги. Есть даже золотая — самую маленькую ступку в мире изготовил его друг, миниатюрист Анатолий Коненко. Английские, шведские, турецкие, сирийские...

Попадают эти предметы к собирателю разными путями. Например, ступку, принадлежавшую автору «Справочной книги Омской епархии» священнику Иоанну Колоступину, подарила его правнучка. Другую — необычного красноватого цвета — нашел на пепелище, оставшемся от деревни Кайкарлы Тюкалинского района Омской области.

— Я бывал в той деревне, знал многих людей, хаживал к ним в гости. А как-то приехал — нет деревни, сгорела. Только трубы печные торчат… 

Деревянная знахарская ступка, возможно, помнит еще основателя Тары князя Елецкого. Три сотни лет в ней растирали травы для целебных бальзамов. Но потомки знахарей, не ставшие продолжать профессиональную династию, охотно расстались с реликвией, тем более, что отчасти ее побаивались...

Ступки отличаются не только формой, они и звучат по-разному. Глухо звенят чугунные, поют бронзовые, соперничая с колокольчиками... Если подобрать подходящие, можно сыграть любую мелодию. 

Коллекцией Николая Перистова уже заинтересовался Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. Так что, возможно, однажды ее смогут увидеть и жители северной столицы.