Дольче Карло

Александр ПАНОВ

04.03.2013

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов». Занимающая один полуподвальный зал камерная экспозиция привлекает, скорее, именем автора и историей работ.

Здесь грифельные этюды, сепии, акварели. Если зритель поманится на заголовок проекта или имя художника-монументалиста, автора «Последнего дня Помпеи» и захочет увидеть какое-нибудь «неизвестное» многометровое панно, — мы должны его разочаровать. Но без этих легких эскизов не было бы торжества русской академической живописи, для которой античная катастрофа стала поводом для нашего национального триумфа.

Сам ГМИИ, петербургский Русский Музей и Фонд «Атланта АРТ», владелец уникального «Итальянского альбома», скомпоновали выставку из принадлежащих им графических работ, сделанных Брюлловым в Италии в конце 20-х – начале 30-х годов позапрошлого столетия. Тогда стипендиат Общества поощрения художеств и выпускник Академии решил за собственный счет задержаться в Италии, прельстившись местной dolce vita. Он рисовал пастушек, монахинь, бабушек и внучек, итальянских натурщиков в национальных костюмах. Рисовал для себя и на заказ, оттачивая мастерство и готовясь к подвигу «Помпеи».

И вот теперь эти вещи, раскиданные по двум музеям и одному частному собранию, имеющие длинную историю возвращения на родину своего создателя, опять собрались вместе в стенах Пушкинского музея. Недалеко от Итальянского дворика, но этажом ниже.