Кадровый вопрос

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.11.2019

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная 180-летию изобретения фотографии.

Юбилей светописи — событие, предполагающее создание масштабной экспозиции, с тщательно выстроенной хронологией: от первых робких опытов до современных цифровых экспериментов. Однако проект «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» получился принципиально иным. Как следует из названия, организаторы не пытались показать все существовавшие техники. Остановились на трех: дагеротипии, автохромном процессе и создании моментальных фото с помощью камер Polaroid. В каждом случае получался уникальный снимок, существовавший в единственном экземпляре. Таким образом, авторы выставки напоминают: фотография далеко не всегда была тиражным искусством, как сегодня привыкли считать.

Дагеротип — первая популярная техника. До нее существовала гелиография, с помощью которой получено старейшее сохранившееся изображение «Вид из окна в Ле Гра» (1826). Однако Луи Дагер предложил способ, позволивший делать более качественные снимки. В итоге дагеротипия, об изобретении которой объявили 7 января 1839-го на заседании Парижской академии наук (от этой даты и отсчитывается история фотографии), быстро «ушла в народ».

На выставке можно увидеть настоящие дагеротипы — небольшие металлические пластины, в том числе портрет, сделанный самим Луи Дагером (1840–1845). Еще один легендарный автор — Антуан Клоде, придумавший, как ускорить процесс дагеротипии. Из Франции приехал один из его стереодагеротипов — изображение безымянной молодой леди. Появление подобного кадра в экспозиции — большая удача, ведь большинство работ Клоде сгинуло в пожаре в январе 1868-го, менее чем через месяц после его смерти.

Дагеротипия удивительно быстро распространилась по свету: осенью 1839-го был сделан первый российский дагеротип. В экспозиции можно увидеть редкие кадры 1840–1850-х. Например, творения Сергея Левицкого, который в середине 1840-х ездил в Париж, где обучался светописи и общался с Дагером. Как фотограф Левицкий оказался вполне успешен: ему позировал Наполеон III, а также члены Российского императорского дома. На выставке, правда, показаны кадры «попроще»: в частности, портрет неизвестной супружеской четы из Санкт-Петербурга (1849–1855).

Автохромный способ, запатентованный братьями Люмьер, позволил запечатлеть мир в цвете: получались небольшие изображения потрясающего качества. На выставке они размещены в боксах с подсветкой, без нее ничего не увидишь — просто черные пластины. Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова пояснила, почему приезд артефактов из Парижа в Москву — настоящее чудо:

— Автохромы — хрупкие стеклянные пластины. Их редко можно получить на выставку — обычно приходится довольствоваться лишь копиями. Однако Французское фотографическое общество пошло нам навстречу и предоставило работы, которые никому не выдавало целых 15 лет.

Наконец, Polaroid: моментальные снимки, достигшие пика популярности в 1980–1990-е, накануне эры «цифры». На выставке есть кадры, сделанные легендами — Хельмутом Ньютоном и Энселом Адамсом. Аверьянова рассказала:

— Компании Polaroid принадлежала большая коллекция моментальных снимков — ее начал собирать еще основатель фирмы Эдвин Лэнд. Он приглашал к сотрудничеству многих известных фотографов. Делали и большие фотографии — 20 на 24 дюйма, с помощью особых камер, которых всего семь штук в мире. После банкротства компании собрание досталось венской Коллекции Остлихт, они и поделились с нами работами.

На выставке образцы разных техник объединены общими мотивами. Вот, скажем, семейный портрет. На дагеротипах запечатлены нарядные, серьезные представители нескольких поколений — все-таки съемка в середине XIX века была долгим и затратным делом. Рядом — цветной кадр Цунэо Энари из серии «Японские «военные невесты» (1977). За этим снимком — совершенно особая история: ведь так называли женщин, которые вступали в брак с солдатами или офицерами из других стран. Нередко — во время войны.

Выставка, не следующая хронологическому принципу, все же показывает, как фотография постепенно осознавала свои возможности, училась использовать свет и цвет, все смелее играла с композицией, искала стиль.

— Мотивы за 180 лет не изменились, — подчеркнула Ольга Аверьянова. — И тогда, и сейчас снимали портреты, пейзажи, жанровые сценки. Но с изменением технологий совершенствовался фотографический язык. Дагеротип XIX века — мемориальная вещь, он хранит память поколений. Современному зрителю важно не только то, что изображено, но и как это сделано. Сегодня фотография превратилась в полноценный арт-объект.