Звездный путь

15.11.2019

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

В Михайловском замке в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума открывается выставка легендарного портретиста Сергея Берменьева. Более 60 работ, собранных Российским фондом культуры, представляют творчество одного из самых загадочных отечественных фотографов.

Сергей БерменьевБерменьев редко дает интервью, что по нынешним временам нонсенс, ведь каждый стремится получить хотя бы 15 секунд славы. Впрочем, мастера можно найти в соцсетях. Для многих знаменитостей платформы вроде Facebook или Instagram давно стали собственными СМИ: с их помощью звезды пытаются влиять на то, что о них пишут и говорят.

Сергея Берменьева хотелось бы расспросить о многом. Например, как ему, фотографу с постсоветского пространства, удалось запечатлеть элиту Голливуда? И это не преувеличение: мастеру позировали Джек Николсон, Шэрон Стоун, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Фрэнсис Форд Коппола... Квентин Тарантино, приехавший на Московский кинофестиваль в 2004-м, вместе с Берменьевым отправился в Переделкино: именно там сделаны уникальные кадры — режиссер на могиле обожаемого им Бориса Пастернака. Фотограф признается, что лишь несколько раз нажал на кнопку и потом опустил камеру, — слишком уж личным, даже интимным, выглядел этот момент.

Впрочем, большинство портретов Берменьева сделаны в студии. И многие из них — монохромные: изображения не только звезд театра и кино, но и, например, спортсменов — Юлии Липницкой, Елены Ильиных, Евгения Плющенко, Ольги Вилухиной. Примерно через месяц после Олимпиады в Сочи мэтр запечатлел наших призеров. По собственному признанию, хотел уловить тот «огонь», который еще горел в атлетах, бросивших вызов человеческим возможностям — и победивших.

Слова Сергея Берменьева полны парадоксов. Он называет фотографию всего лишь «хобби», признается в любви к пленке, не стесняется говорить о нежелании снимать отечественную актерскую элиту. И вообще подчеркивает: его интересует не так много людей. Подобная избирательность тоже не характерна для нынешнего века. Как, впрочем, и подбор знаменитостей из мира музыки, театра и кино. Это creme de la creme: среди его моделей нет сиюминутных звездочек. Только те, кто «олдскульным» путем пробивал себе путь к славе, становясь лучшими в профессии, без накруток и лайков.

Главные фигуры нынешней выставки — Иосиф Бродский и Виктор Цой. Казалось бы, совершенно разные — и стилистически, и по масштабу. Тонко чувствующий, философствующий поэт — и рок-музыкант, чьи простые строки били прямо в сердца подростков. Оба, однако, умерли почти одновременно со страной, в которой им всегда было тесно. Бродский не ушел из людской памяти: политические споры утихли, и теперь его произведения живут сами по себе, в рамках искусства. Хиты Цоя, забытые в нулевые, не так давно вернулись: подрастающее поколение открыло для себя ленинградский рок-клуб. Ну и конечно, оба автора навсегда связаны с Петербургом — городом, где им было суждено родиться, но не умереть.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть