В домашней обстановке

15.11.2019

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

«Порт в Остенде, Бельгия». 1935Столичная галерея «Наши художники» при поддержке Фонда Зинаиды Серебряковой показывает работы Александра Серебрякова — сына выдающейся художницы: виды Парижа, юга Франции, Брюгге и Брюсселя, а также интерьеры домов европейской элиты. Это первая «персоналка» мастера на Родине. Ранее его произведения можно было увидеть, например, в «комплекте» с творениями родственников на выставке «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы» в Третьяковке в 2014-м.

В семье Лансере-Бенуа не интересоваться искусством считалось неприличным. Саша в нежные 17 лет выехал вслед за матерью в Париж. И разделил с ней все тяготы: бесконечные переезды, поиски заказов. Французская публика сходила с ума по современному искусству, а Серебряковы (в 1928-м к ним присоединилась сестра Александра — Катя) словно продолжали жить в Серебряном веке.

Впрочем, Александру Борисовичу удалось найти свою нишу. Он много бродил по Парижу — исследовал его как художник. Останавливался с этюдником и, не обращая внимания на зевак, рисовал. Некоторые улицы впоследствии изменились до неузнаваемости — так мастер стал хроникером любимого города. Но самая яркая страница его биографии — интерьеры. Важную роль сыграл заказ от миллиардера Шарля де Бестеги, попросившего зарисовать акварелью залы замка Груссе недалеко от Парижа. Серебряков работал там больше 20 лет, сначала как «портретист» интерьеров, а потом и как декоратор. Публикация акварелей в американском Harper’s Bazaar привлекла к нему множество клиентов, мечтавших увековечить собственные хоромы. В 1950-е он уже считался известным дизайнером.

«Кабинет Робера Де Балкани на Вандомской площади, Париж». 1975В итоге Александру Борисовичу удалось стать на чужбине «своим». Не секрет, что многих представителей «голубых кровей» эмиграция вынудила совершить дауншифтинг. Серебряков же вращался в светских кругах. Много работал для семьи Ротшильдов в их замке Лафит и парижском особняке — Отеле Мариньи. На выставке, в частности, можно увидеть изображение бельевой комнаты. Сегодня эти изящные рисунки пробуждают и вуайеристский интерес, позволяя заглянуть в роскошное «закулисье». Особенно забавно увидеть белье, сушащееся на веревках у камина, над которым, на полке, стоят картины.

Среди других акварелей — пышно украшенный кабинет особняка Бестеги, замок Лафит-Ротшильд, кабинет Робера де Балкани, выходящий окнами на Вандомскую площадь... Порой художника просили запечатлеть «старорежимную» обстановку перед кардинальной переделкой. Изобразил он и «Бал века», устроенный Бестеги в 1951-м в недавно приобретенном палаццо в Венеции. Фрески Тьеполо, костюмы Пьера Кардена и Кристиана Диора. Среди гостей — Сальвадор Дали и Орсон Уэллс. После вечеринки, обошедшейся в рекордную сумму, владелец выставил палаццо на продажу.

«Ванная комната в апартаментах Эмилио Терри, Париж». 1948Казалось бы: зачем приглашать художника, неужели не справился бы фотограф? Тот же «Бал века» задокументировали такие мастера, как Сесил Битон и Робер Дуано. Однако у состоятельных клиентов — свои причуды. Владелица галереи «Наши художники» Наталия Курникова объяснила:

— Безусловно, они могли заказать фотосессию или даже фильм. Но ценили его акварели как произведения искусства, настоящие артефакты. И удивлялись мастерству Серебрякова. Когда пишешь маслом, всегда есть возможность подправить. Если работаешь акварелью, переделки невозможны. Александр Борисович тратил много времени на каждый интерьер, писал десятки эскизов не только композиций, но и отдельных предметов. Он не просто воспроизводил обстановку, а вкладывал в рисунки душу. Любовался произведениями искусства, которые наполняли особняки и замки, хорошо их знал, ценил. Серебряков работал в невероятных исторических местах, таких, как замки Луары. Например, в шато Ане, образце французского Ренессанса, его самая знаменитая владелица — Диана де Пуатье. Мастеру повезло работать, постоянно соприкасаясь с великим искусством Франции. Конечно, жизнь эмигранта была полна трудностей, но, думаю, Александр Серебряков считал себя счастливым художником.



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть