Не кнутом, так пряником

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

28.02.2014

В Исторический музей заманивают пряниками. В прямом смысле — здесь проходит выставка «Пряничные сюжеты», где собраны русские медовые лепешки последних трех веков.

Мед и вправду главный компонент этого лакомства. И чем больше его добавляют в тесто, тем дольше изделие хранится. В некоторых областях России пряники даже именовали «медовниками» или «медовушками». Ну а дошедшее до нас название происходит от «пряностей» — их сыпали, не скупясь.

Некоторые пряники хранили годами — например, силуэтные архангельские козули, которые выпекали на Рождество. Их ставили на окна, вешали над входной дверью в качестве оберегов. Считали целебными. Делали в виде фигурок животных. Скармливали скоту — «чтобы плодился и не болел». Из всего этого понятно, что лакомство было не простое, а «золотое», то есть ритуальное. Добавьте к этому терские лепные пряники, например, в виде оленя — в его рогах усматривают мотивы мирового древа... В общем, были они когда-то сакральными лепешками, пока в XIX веке вконец не «опрофанились». Их стали печь с поводом и без, ели не в определенные праздники, а когда Бог на душу положит, и давали детям — не за колядки, а просто так, в качестве игрушки и лакомства.

Все эти изделия, ритуальные и не очень, представлены в Историческом музее. Самый значительный из них, в том числе по размеру, печатный пряник (то есть изготовленный с помощью узорной доски) 1876 года. Его поднесли генералу Михаилу Григорьевичу Черняеву. Сохранил ли подносный пряник вкусовые качества, неизвестно — все экспонаты под стеклом.