Ольга Свиблова: «Говорим «Британия», подразумеваем «Агент 007»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.02.2014

18 февраля в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) откроется Фотобиеннале, в рамках которой начнет работу один из первых проектов перекрестного Года культуры России и Великобритании. Выставка «Другой Лондон» покажет столицу Соединенного Королевства глазами фотографов-иностранцев. Среди них — Анри Картье-Брессон, Эллиот Эрвитт и Мартина Франк. Впрочем, это лишь одно из событий МАММ, включенных в российско-британскую программу. О дальнейших планах «Культура» побеседовала с директором музея Ольгой Свибловой.

культура: Кто выбрал выставки для перекрестного Года?
Свиблова: Мы сами. Несколько лет шли переговоры с британскими музеями — все теперь занимаются долгосрочным планированием. У нас тоже жизнь расписана на два-три года вперед. Хотели найти события, которые могут прозвучать в нашей стране. А дальше решал Британский совет — включать проекты в программу или нет.

культура: Что ждать от выставки «Другой Лондон», которой откроется Фотобиеннале? Подтверждения стереотипов об англичанах или их развенчания?
Свиблова: Вокруг Британии действительно много мифов. В этом смысле наши страны похожи. Часть фотографов следует этим стереотипам. Другие идут наперекор сложившимся представлениям. Будет показан набор имен, от которого можно сойти с ума: Робер Дуано, Ирвин Пенн, Роберт Франк... Дайджест мировой фотографии, лучшие из лучших. Не жившие в Лондоне, но когда-либо там снимавшие. Их взгляд очень любопытен.

культура: Тема мифов о Великобритании одной выставкой не ограничится?
Свиблова: Конечно, нет. Кульминация нашего участия в перекрестном Годе — мультимедийный проект «Дизайн 007: 50 лет в стиле Джеймса Бонда». Мы уже делали выставку афиш и фотографий первой серии «бондианы» «Доктор Но» и последнего на тот момент фильма «Умри, но не сейчас». Был большой успех.

Сейчас мы долго искали проект, который способен затронуть всех. И пришли к выводу, что когда говорим «Британия», неизбежно подразумеваем «Агент 007». От этого никуда не денешься. Вспомните открытие лондонской Олимпиады. Самый эффектный момент — королева приветствует галантного агента и садится с ним в вертолет, чтобы отправиться на стадион. Именно перед началом Игр в британской столице открылась выставка «Дизайн 007: 50 лет в стиле Джеймса Бонда». 

культура: Иначе говоря, она была выбрана как потенциально успешная?
Свиблова: Да. Однако этот проект не кажется мне просто развлекательным. Напротив, вся полувековая история «бондианы» очень серьезна. В ее «матрице» заложена актуальная на момент выхода каждой серии мифология. Мы можем проследить изменения героя. Или как геополитические сдвиги влияли на образ врага. Увидеть трансформацию представлений об идеальной женщине. А заодно спросить себя: почему раньше Бонд спасал мир, а в последних сериях — себя?

Эта киносага — своеобразное зеркало. Точнее, британский взгляд на огромный мир вокруг Соединенного Королевства и на самих себя. 

культура: Проект адаптируется для российской аудитории?
Свиблова: Только дизайнерски — под наше выставочное пространство. Город агента 007 построим заново. Экспозиция займет целый музей. Более 2500 объектов — первая машина Джеймса Бонда, вертолет, снегоход, оружие, костюмы... Водный мотоцикл, придуманный специально для шпиона и запущенный затем в серийное производство. Чертежи, дизайнерские технологии...

культура: Какие еще события пройдут в музее в рамках Года России и Великобритании?
Свиблова: Мы долго вели переговоры насчет ретроспективы Джулии Маргарет Камерон, женщины-фотографа викторианской эпохи. В следующем году мир будет праздновать 200-летие со дня ее рождения. Она снимала знаменитостей своего времени: Энтони Троллопа, Томаса Карлейля, Альфреда Теннисона. Стала известной еще при жизни: музей Виктории и Альберта покупал ее работы. Повлияла на творчество прерафаэлитов. В то время в нашей стране еще не было женщин-фотографов. По крайней мере, истории они неизвестны. Выставкой этого блистательного портретиста мы планируем закрыть Фотобиеннале, которая продлится целый год.