И только ветер тебя поманит

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.09.2019

В галерее «Веллум» открылась экспозиция «Владимир Яковлев. Портрет Ветра», посвященная 85-летию со дня рождения художника. 

Яковлев, пожалуй, наиболее трагическая фигура неофициального искусства. Его жизненный путь, а также картины — например, цветок на ярко-желтом фоне — наводят на мысли о судьбе Ван Гога. Подобно голландцу, отечественный мастер страдал от душевной болезни, много лет провел в психоневрологическом интернате. Не получил художественного образования — даже не окончил среднюю школу. Но самое страшное для живописца: еще подростком Владимир Яковлев начал терять зрение. С середины 1970-х практически ослеп — ситуация чуть улучшилась лишь в 90-е, после операции в центре Федорова. Однако, несмотря на отсутствие мастерской и ужасные условия больниц, продолжал работать. Словно вытаскивал себя из тьмы — физической и душевной.

Еще одной неприкаянной фигурой той эпохи был Анатолий Зверев. Яковлев вспоминал: «Как художник он намного сильнее меня. Во всяком случае, мне так всегда казалось. Одно время я даже пробовал ему подражать... Когда мы приехали к нему, Толя показал нам очень много своих работ, и одна из них меня просто поразила. Это была прекрасная картина — скрипка. На следующий день, под впечатлением от этой работы, я повторил ее гуашью. Отдал ее Новожилову. Она ему очень понравилась, но он сказал мне: «Володя, больше никогда не подражай. Это очень некрасиво». А почему нельзя подражать?.. Я всегда очень любил Зверева и думаю, что если бы он попал в хорошие руки, если бы у него был дом, еда, краски, он писал бы еще лучше». Символично, что произведения Зверева, как и творения Яковлева, были в числе первых приобретений галереи «Веллум».

Всего на выставке 17 вещей Владимира Яковлева из собрания арт-директора галереи Любови Агафоновой. Экспонаты предоставили и другие коллекционеры — Михаил Алшибая и Сергей Александров. Агафонова рассказала:

— Большинство работ показаны впервые. В основном здесь ранние вещи, 1960–1970-х, когда художник находился на пике творческой формы. В картинах переплелись причудливые фантазии и грустные мотивы. Яковлев был удивительно тонким, ранимым — вечным странником. От еврейской мамы он унаследовал национальную черту — трагическое отношение к жизни. Это видно по произведениям: мастер изображал одинокий цветок или цветок, пересеченный крестом. Или же три креста — своеобразную Голгофу. Как и многие шестидесятники, он ориентировался на шедевры Ренессанса. Испытал также влияние Поллока. Работы Владимира Яковлева трудно достать: многие вещи он дарил, они годами хранились у людей в папках.

С современной американской живописью маэстро познакомился на знаменитой выставке в Сокольниках в 1959 году. В его произведениях есть отсылки и к более ранним — французским — экспериментам: пример тому — выполненные в пуантилистической технике композиции и «Портрет Ветра» (1959). Кстати, дед мастера, Михаил Яковлев, тоже был художником, и достаточно успешным: ученик Савицкого и Репина служил сценографом в Большом театре, писал пейзажи. Затем эмигрировал и лишь в 1937 году вернулся на Родину. Впрочем, почерк у двух авторов разный. Яковлев-старший входил в объединение «Союз русских художников», и его язык близок к импрессионизму. Младшему удалось создать совершенно особый стиль — он намеренно упрощал образы и в то же время превращал их в знаки, наполнял метафизическим содержанием. Его цветы оказывают почти гипнотическое воздействие: некоторые зрители обнаруживают в изображениях собственные черты. А тонкая графика вызывает невольное восхищение: автор продолжал творить несмотря ни на что. Ведь, заточенный в немощном теле, он духом был свободен, как ветер.