Выбор «Резидента»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.08.2019

На ВДНХ, отмечающей 80-летие, открылась выставка «Коллекция Ульяновского художественного музея: Поленов, Пластов, Пикассо и не только». Экспозиция — часть проекта «Резидент», представляющего коллекции московских и региональных музеев. 

Гости могут увидеть более 90 произведений. Хронологический разброс широк — с конца XVIII века до 70-х годов прошлого столетия. В собрании есть творения грандов — от Брюллова до Поленова. Немало усадебных портретов, созданных крепостными мастерами. Интересная подборка керамики — от античности до работ Пикассо. И, конечно, картины Аркадия Пластова: филиалами учреждения являются Музей современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова, Музей-заповедник «Прислониха — родина А.А. Пластова» и Музей А.А. Пластова.

Ряд вещей ранее принадлежал Александру Жиркевичу — публицисту и коллекционеру, внуку Симбирского и Витебского губернатора Ивана Жиркевича. Жиркевич-младший родился в Витебской губернии, учился в Вильне и Санкт-Петербурге. Женился на внучатой племяннице писателя Нестора Кукольника. Общался со многими выдающимися художниками — например, Иваном Айвазовским, Василием Верещагиным. Последнему даже устроил выставку в Вильне в 1901 году. Переписывался с Николаем Лесковым, Антоном Чеховым, Афанасием Фетом и гостил у Льва Толстого в Ясной Поляне. У самого Жиркевича останавливался Репин: на выставке можно увидеть монохромный портрет хозяина дома, созданный Ильей Ефимовичем (1888). Кстати, коллекционер позировал также для полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891).

В 1915 году во время наступления немцев Александр Жиркевич вместе с семьей перебрался в Симбирск, где жил вплоть до 1926-го, а после смерти жены решил вернуться в Литву. В 22-м передал коллекцию — около двух тысяч единиц — губернскому Исполкому. Позже вещи оказались в Симбирском художественно-краеведческом музее. Со временем собрание могло «размыться», а память о владельце — исчезнуть. К счастью, аккуратный Жиркевич составил опись: она стала подспорьем для современных музейщиков, восстанавливающих события минувших лет.

Керамика Пикассо попала в фонды другими путями. Декоративные тарелки и вазы создавались мэтром в мастерской на юге Франции. Росписи отсылают к древнему искусству — например, к эпохе палеолита (ваза «Женщина», 1950–1970). Творения оказались в России благодаря Наде Леже: двоюродная сестра поэта Ходасевича, личная ассистентка, а впоследствии и жена художника Фернана Леже в конце 1960-х передала в дар СССР ценные экспонаты. В том числе керамику Пикассо: 16 работ андалузца распределили в Ульяновск. Все они представлены на московской выставке.

Присутствие в экспозиции картин Аркадия Пластова вполне ожидаемо — он один из genius loci Симбирской губернии. Кстати, талант живописца одним из первых оценил Жиркевич. Можно увидеть некоторые вещи мастера из Прислонихи, в частности «Урок ботаники» (1939). Художник мастерски изобразил рефлексы от красного зонтика на лицах мальчишек, обступивших учительницу. И хотя творений «первого ряда» здесь нет, даже второстепенные работы позволяют оценить талант мэтра. Ну а диапазон авторов — от Юлия Клевера до Натальи Гончаровой — порадоваться не только за ульяновских, но и за столичных зрителей.