Конфетки, бараночки…

Александр ПАНОВ

16.02.2013

В МГВЗ «НОВЫЙ МАНЕЖ» открылась выставка «Все на продажу! История русской вывески». Организаторы определяют жанр своей очередной затеи как «культурно-исторический исследовательский проект». Целью которого является изучение феномена российской дореволюционной рекламы рубежа XIX-XX веков и влияния оной на искусство авангарда.

О том, как Илья Машков и Петр Кончаловский препарировали рисованные кренделя булочных и букеты с ярмарочных подносов, а Михаил Ларионов превратил объявления на дверях цирюлен в главный объект вдохновения, уже написаны академические монографии. Понятно, что работы классиков из музеев и частных коллекций предъявлены в экспозиции. Все это — обязательная глава в «Истории русской вывески».

ФОТО: 

Но на нынешней выставке акцент сделан на подлинных образчиках русской рекламы — анонимных, чудом сохранившихся. На коробочках и упаковочках, в которых продавался чай или сахар. Искусствоведы видят здесь «абсолютную свободу выражения» дизайнеров. Хотя тогда о такой профессии никто не слышал.

Финал выставки — советская реклама, над которой вместе работали поэт Маяковский и художник Родченко. Даже коммунизм не отменил консьюмеризм.