Как закалялась живопись

Александр ПАНОВ

10.02.2013

В МВЦ «Рабочий и колхозница» открылась выставка «Рабочие и колхозницы» — очередная в серии проектов объединения «Манеж», посвященных исследованию советского прошлого. Малознакомую живопись 20-30-х годов предоставили Государственный центр «РОСИЗО», Институт русского реалистического искусства и частные коллекционеры. Экспозицию дополняют снимки из архива журнала «Огонек» и программа фильмов сталинского периода.

Организаторы сознательно стремились обойтись без громких имен, предпочтя массовую изопродукцию. Кураторы настаивают на демократичности искусства «советского идеализма», добровольно лишившегося в большинстве случаев буржуазного критерия формального качества. Это постхудожественная живопись, и в этом ее радикализм. Безвестные авторы рисуют анонимных металлургов, шахтеров, строителей, трактористов. А также — подписание социалистического договора, сбор мандаринов и даже товарищеский суд над прогульщиком.

Проект «Рабочие и колхозницы» — не ностальгический, не апологетический, а аналитический, исследующий искусство, изображающее идеал как осуществленную реальность.