Советская иконопись

Александр ПАНОВ

03.02.2013

В «ГАЛЕРЕЕ искусств Зураба Церетели» открылась выставка «Плащаница Вселенной», которой Академия художеств отмечает 120-летие народного художника СССР Аркадия Пластова.

Вернисаж совпал с днем рождения классика. Экспозиция вполне представительная — почти полторы сотни работ, живопись и графика. Правда, все вещи — из закромов мастерской в знаменитом селе Прислониха, где Пластов родился в семье иконописца и прожил большую часть жизни. Хочется большего. Но в Русском музее недавно прошла академическая ретроспектива Пластова. Еще одну готовит Третьяковка. Так что в камерности нынешней юбилейной экспозиции есть свой смысл. Это в прямом смысле слова день рождения для своих. Для тех, кто понимает значение Аркадия Александровича в русском искусстве.

На Пречистенке можно увидеть этюдную версию хрестоматийной картины «Фашист пролетел» — апокалиптический парафраз нестеровского «Видения отроку Варфоломею». Посмотреть портреты жителей Прислонихи, похожие на бесчисленные суриковские эскизы к «Боярыне Морозовой». Обнаженные «Трактористки» — посвящение не столько Рубенсу, сколько Кранаху с его Евами после изгнания из Рая.

Конечно же, советский художник Пластов не писал иконы. Но бывший богомаз и выпускник Строгановского училища, любимчик Константина Коровина, он создавал те новые советские иконы, которые хранили его профессиональную и культурную память. Пластова нужно расшифровывать. Узнавая мистическое измерение в «Праздниках урожая». И Вифлеемскую пещеру на вспаханном поле «Ужина трактористов».