Весь тульский арсенал

13.06.2019

Павел СУРКОВ

Диалог между музеями, федеральными и региональными, — чрезвычайно интересная и показательная вещь. Мы ведь часто слышим сетования на то, что фонды небольших учреждений культуры блекнут по сравнению с крупными собраниями, однако главное тут не в количестве художественных или исторических шедевров, сосредоточенных в конкретном месте. Важнее, насколько коллекция информативна и репрезентативна.

Фото: Алексей Куденко/РИА НовостиОткрывшаяся в Государственном историческом музее выставка «500 лет Тульскому кремлю» — уникальная возможность увидеть, как разные экспозиции могут «переговариваться» между собой: здесь представлены объекты как из фондов самого ГИМа, так и из коллекций музея-заповедника «Коломенское», Тульского государственного музея оружия и Тульского областного краеведческого музея. В итоге создана удивительная, простая, но вместе с тем поразительно информативная атмосфера.

Фактически перед нами возникает рефлексия города как такового: от оборонительного сооружения и торгового поселения со своими свойствами, традициями, обычаями до мощного промышленного центра. И на примере Тульского кремля это особенно показательно, ведь он является одним из древнейших фортификационных сооружений России. В 2020 году ему исполняется ровно 500 лет — начало строительства засвидетельствовала еще Никоновская летопись (она тоже имеется на выставке). Своим появлением Тульский кремль обязан расширению русских границ: будущий Город-герой, ровесник Белокаменной (первое упоминание о Туле связано с 1147 годом), московские государи выбрали ключевым форпостом, призванным не позволить татарскому ханству выйти к Оке. На выставке мы увидим макет первого Кремля с башнями и воротами, список XV века с Договорной грамоты 1381 года, передавшей «место Тулу» под управление Московского княжества с Рязанской стороны. Возвеличение же города начинается с правления Василия III, и в экспозиции представлен его самый ранний портрет, причем очень необычный: это пелена из мастерской Елены Стефановны Волошанки, на которой изображена процессия в праздник Вербного воскресенья; возглавляет ее великий князь Иван III, его сын Василий, на тот момент еще княжич, шествует следом.

Добавим сюда экспонаты, связанные с повседневностью XVI века — от бытовой утвари до военной экипировки. Их не так много, но каждый предмет ценен по-своему: здесь — кольчуги и шлемы, там — личный штандарт боярина Ивана Одоевского. Естественно, не могло обойтись без отдельного раздела «Тула — кузница русского оружия». Для обороны отеческих рубежей требовалось ратное снаряжение, мечи, сабли, пищали, а тульские кузнецы и Левши всегда славились на Руси. Но даже когда границы государства отодвинулись далеко на юг и Тула из оборонительной крепости превратилась в тыловой городок, мастерство умельцев, передававшееся из поколения в поколение, никуда не исчезло. И не случайно Петр I в начале XVIII века издал указ о создании казенной оружейной фабрики именно в Туле. На специальном стенде можно наблюдать этапы развития городского арсенала: от холодного булата до автоматов. Отдельно, конечно, представлены модификации знаменитого пистолета ТТ — легендарного «Тульского Токарева». Уж от этого стенда мальчишек и их пап не оттащишь.

С. Герберштейн. Записки о Московии и равным образом Руссии. Венеция. 1550 г.Любители старинных чертежей, бесспорно, будут рады изучить книгу Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии и равным образом Руссии», которая содержит подробную карту русских земель при Василии III. Разглядывать пожелтевшие атласы — занятие чрезвычайно увлекательное, и хотя наши географические познания не в пример лучше, чем у картографа XVI века, поневоле диву даешься, насколько тщательный труд был им проделан.  

Есть на выставке и интерактивный элемент — своеобразный цифровой путеводитель по истории Тульского кремля и всей Тулы. Можно увидеть, например, как воздвигались крепостные сцены, как менялась архитектура, как разрастался город, выходя за пределы фортификационного сооружения, укрупняясь от статуса оборонительного поселения до развитого промышленного центра последней четверти XIX века.

И пусть выставка «500 лет Тульскому кремлю» не слишком богата на яркие экспонаты, она достаточно информативна, а главное — антуражна. Маленькие витрины, приличное свободное пространство, высокие стены и хороший свет дают воздух и помогают взглянуть на глубину веков будто бы со стороны. И это плюс выставки, поскольку она гуманно относится к посетителям: нет нужды толпиться у каждой витрины.

Разумеется, это не самое громкое и не самое богатое мероприятие, даже из тех, что проходили или пройдут в 2019 году в Историческом музее, но данную выставку ценишь именно за некоторую камерность. Тут есть отражение преемства, понимание взаимосвязей русских городов — и, что немаловажно, ощущение единства державы. Кроме того, экспозиция дает посетителю внятное толкование функциональной трансформации наших населенных пунктов — в зависимости от того, какая на дворе эпоха: вот — Тула как одна из главных наших крепостей, а вот — Тула как город, продолжающий стоять на страже, уже благодаря мастеровитым кадрам и богатейшему арсеналу.

И именно в такой момент осознаешь: нет в России, по большому счету, никакой провинции, история неизменно улавливает в свои сети полисы с разной судьбой. Любому из них есть что рассказать о себе, в этом и ответ на вопрос, стоит ли посетить выставку «500 лет Тульскому кремлю». Да, особенно с детьми-школьниками, влюбленными в отечественную историю. В конце концов, и представленный арсенал, и любопытные экспонаты, да и сам макет Кремля завораживают. Ключевое — здесь можно прочувствовать, как спаяны Тула и Москва, как устанавливались союзы между русскими городами в принципе. В наш век всеобщего разброда и недоверия эта мысль уже сама по себе по меньшей мере спасительна.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть