Кнут и танец

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

07.06.2019

Государственный музей Востока представил работы фотографа и путешественника Сергея Ковальчука. Выставка «Индонезия. Территория вековых традиций» приурочена к двум датам, которые будут отмечаться в 2020-м: 75-летию независимости Республики Индонезия и 70-летию установления дипломатических отношений между нашими государствами.

Несмотря на давние контакты, Индонезия — terra incognita для большинства российских граждан. Причины, прежде всего, географические: страна расположена слишком далеко — на тысячах островов, омываемых водами Тихого и Индийского океанов. Это государство с самым большим мусульманским населением: из более 266 миллионов человек около 88 процентов исповедуют ислам. Впрочем, есть последователи других конфессий: индуизма, буддизма, христианства. Всего здесь проживает свыше 300 этнических групп. Туристов поражает контраст повседневной жизни — от ультрасовременной Джакарты до небольших деревень, где жители носят традиционные набедренные повязки и раскрашивают тела для древних ритуалов. Сергей Ковальчук рассказал:

— У меня были фотопроекты о четырех странах АСЕАН. К саммиту в Сочи в 2016 году подготовил работы, посвященные десяти государствам Ассоциации. А потом вернулся к Индонезии, которой занимался мельком. Это удивительное место. Каждый регион сохранил ритуалы и обычаи, которых нет в других краях. Правда, постепенно традиционный уклад исчезает: дети местных жителей уезжают в крупные города. Я стараюсь путешествовать в одиночестве, чтобы встречали как гостя, а не как туриста. Приезжаю в деревню, обедаю вместе с людьми, езжу с ними на мотоцикле, сплю на коврике. Вижу жизнь изнутри. Но, конечно, нужны местные помощники. Как правило, нахожу англоязычного гида, плюс еще одного человека — специалиста по конкретному региону, а иногда — ищу экскурсовода по определенной деревне.

Выставку открыл посол Республики Индонезия в Москве Вахид Суприяди. Зрителям представили около 20 снимков: увидеть их можно во внутреннем дворе музея. Это лишь крошечная подборка из гигантского фотоархива мастера. Показаны островные будни: например, толпа рыболовов, вытягивающих из воды гигантскую сеть. Запечатлены исчезающие традиции: танец чачи — дуэль на кнутах, устраиваемая жителями деревни Вае-Ребо острова Флорес. Это эффектное и пугающее действо — на телах противников остаются кровавые рубцы. На острове Новая Гвинея, в долине Балием провинции Папуа, сохранилось древнее искусство разжигания огня: местный житель, вдевший в нос ритуальное украшение, показывает, как добыть искру трением. Другая диковинка — прыжки через двухметровые камни: обряд инициации для юношей с острова Ниас (провинция Северная Суматра). По словам автора, зрелище в наши дни превратилось в своеобразный аттракцион для туристов. А в Западной Сумбе путешественникам демонстрируют красивый танец — волеку. Изначально он выполнял функцию приветствия: девушки встречали воинов, вернувшихся с победой.

Фотографии знакомят с соревнованиями народов, населяющих Индонезию. Необычное действо — пачу джави: гонки на быках, проводимые жителями округа Танах-Датар Западной Суматры. Животные бегут по рисовому полю, затопленному водой, поднимая тучи брызг. На снимке жокей «пришпорил» быка, вцепившись зубами в хвост.

Рядом раздел, посвященный музыкальной культуре страны. Позируют девушки в красочных нарядах — женский ансамбль гамелана с острова Бали.

Расширенный вариант выставки планируют позже показать на ВДНХ. А пока внушительная подборка фотографий опубликована в книге «Индонезия. Территория вековых традиций». Редактором выступила Наталья Гожева, куратор экспозиции, главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании ГМВ. Она призналась:

— Мне импонирует, что Сергей ради фотографий объезжает страну вдоль и поперек. И часто забирается в такие места, где не бывают туристы.

Некоторые кадры связаны с риском. В альбоме Сергей Ковальчук вспоминает о съемке представителей народа тогутил: «...Все мужчины оказались на охоте и должны были вернуться только к вечеру. В домах оставались лишь дети и женщины, большинство из которых категорически отказывалось общаться и фотографироваться. Мой провожатый вообще опасался прихода мужчин. По его словам, тогутилы иногда бывают довольно агрессивны, особенно живущие в джунглях». И хотя Индонезия, по словам автора, достаточно безопасная страна, подобные фотоэкспедиции, прежде всего, — настоящее приключение. Адреналин, заряд которого хочется получать вновь и вновь.