На красной линии

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.04.2019

В ГУМе в рамках фестиваля «Черешневый лес» проходит выставка «ГУМ-Red-Line». Экспозиция приурочена к открытию одноименной галереи, расположившейся на третьем этаже в залах, выходящих окнами на Красную площадь. В тучные «нулевые» центры современного искусства появлялись один за другим, и подобное событие привлекло бы меньше внимания. Теперь же, в экономные времена, пышные вернисажи случаются все реже. Да и занять помещение, где 125 лет назад находилась галерея парфюмера Генриха Брокара, могут немногие.

В новой институции представлено российское contemporary art. В основном патриархи отечественной арт-сцены: AES+F, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Айдан Салахова, Павел Пепперштейн, Семен Файбисович, Андрей Бартенев, Олег Кулик, Гоша Острецов, Ирина Корина, Константин Звездочетов, Сергей Братков, Белла Левикова, Георгий Тотибадзе. Из молодых и ранних — лишь 25-летняя Таня Пёникер. Эти же авторы показаны и на выставке — в павильонах на первом этаже ГУМа. В дальнейшем планируется отбирать художников с помощью экспертного совета галереи. Здесь собираются показывать респектабельную версию современного искусства и не намерены пересекать «тонкую красную линию» в погоне за скандалами.

Доказательство тому — тема, которую выбрали для нынешней выставки: «Одна семья». В интерпретации Ирины Кориной, «вырастившей» в ГУМе огромный гриб, семейный досуг связан с дачным отдыхом. Павел Пепперштейн создает образцовую «ячейку общества»: старшее поколение, молодые родители, их дети, а также кот. Лица закрыты супрематическими фигурами, так что каждый может вообразить на месте персонажей себя или родных. Павильон Андрея Бартенева — идеальное место для селфи: с огромными надувными фигурами — «сигнальщиками посадки корабля семейного счастья». Некоторые художники увлекаются культурологическими аллюзиями. Так, Айдан Салахова представила лаконичные вариации на вечную тему: «мужское» и «женское». Георгий Тотибадзе показал образ Эдема, напоминающий среднерусский пейзаж. А Сергей Братков изобразил искушение как некий потребительский рай, где на роль яблока претендует знаменитое гумовское мороженое.

Хедлайнерами выставки оказалась группа AES+F, представившая «Семейный портрет с химерами» (2015), а также трейлер 40-минутного видео Inverso Mundus (2015). Четыре автора — Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес — прославились монументальными видеополотнами. Их «фильмы» созданы из множества снимков, щедро приправленных компьютерной графикой. В ролях — модели и танцовщики, обеспечивающие максимально глянцевую картинку. Фоном звучат классические произведения: например, музыка Чайковского. Эффектность подачи, а также ясность месседжа, базирующегося на кодах европейской культуры, обеспечивают группе популярность. Из художников, представленных в экспозиции, AES+F единственные, ставшие мировыми знаменитостями. Им не знакомы проблемы, о которых говорят многие из показанных авторов, сетующих, что наше искусство в лучшем случае воспринимают как экзотику, а порой не замечают вовсе.

Проект Inverso Mundus отсылает к старинным гравюрам в жанре «Перевернутый мир», где все становится вверх дном. Так, на видео ученики сражаются с пожилыми наставниками, женщины-инквизиторы заковывают в кандалы симпатичных мужчин, полицейские и погромщики обнимаются друг с другом. Как говорят сами создатели, это шутка, растянутая на 40 минут экранного времени. Однако в работах группы юмор и патетика сливаются в неразличимое целое — и получаются «шутки всерьез». Мир-перевертыш наводнен химерами, словно рожденными современным Босхом. Странных существ держит на руках и образцовая семья на снимке «Семейный портрет с химерами». Реальность — не то, чем кажется, и за красивым фасадом скрывается нечто ужасное, а привычные ценности оказываются извращены. Почти линчевская мысль, которая должна стимулировать зрителей критичнее воспринимать действительность. А заодно — задуматься о скелетах в собственном семейном шкафу.