Он гений, это многое объясняет

05.04.2019

Евгения ЛОГВИНОВА, Санкт-Петербург

Фото: Евгения ЛогвиноваВ государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» открылась выставка «Русский гений», посвященная 175-летию со дня рождения великого композитора Николая Римского-Корсакова.

Камерная экспозиция включает в себя всего три предмета. Первый — ​икона «Спас Вседержитель» из коллекции Государственного дома-музея Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине принадлежала семье Римских-Корсаковых. Ею благословляли на брак домочадцев, в том числе старшего брата маэстро Воина Андреевича — ​мореплавателя, гидрографа, военного писателя и реформатора военно-морского образования. Ему было почти 22 года, когда родился Ника, и он пристально следил за воспитанием младшего брата. Воин Андреевич, окруженный ореолом дальних плаваний и обладавший в глазах будущего композитора безграничным авторитетом, сам прекрасно играл на фортепиано. Определив Нику на обучение в Морской кадетский корпус, он позаботился, чтобы подросток мог продолжать уроки музыки, и нанял для этого виолончелиста Улиха из Александринского театра. Затем, устроив брата для прохождения морской практики на свой фрегат «Прохор» близ Ревеля, снял для него на берегу комнату, взял напрокат фортепиано. «Не могу сказать, в какой степени велика в нем наклонность к музыке, но полагаю… что пренебречь его развитием значило бы погрешить перед Богом, зарыть в землю талант, им ниспосланный…» — ​писал Воин Андреевич родителям.

Фото: Евгения ЛогвиноваВторой экспонат выставки — ​дирижерская палочка Николая Андреевича из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Она призвана символизировать следующий плодотворный период в жизни композитора, в течение которого было создано знаменитое музыкальное наследие. Римский-Корсаков, приглашенный в 1871 году в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения, воспитал около 200 учеников. Среди них были звезды первой величины: Александр Глазунов, Антон Аренский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Маэстро также служил в Придворной певческой капелле, был директором бесплатной музыкальной школы, создавал учебники по оркестровке и гармонии.

Главное место в музыкальном творчестве Николая Андреевича принадлежит опере, поражающей многообразием сюжетов и жанров. Не случайно третий предмет, представленный на выставке, связан именно с оперой и отсылает к последнему, самому непростому периоду жизни композитора. Это клавир первого издания «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (издан в 1906 году в Лейпциге нотоиздательской фирмой М. П. Беляева) из фондов Мемориального музея-усадьбы Н. А. Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше. Автор считал произведение, над которым работал с 1900-го по 1905-й, сочинением, завершающим его творческий путь. 

Фото: Евгения ЛогвиноваВ то же время для композитора начало XX века оказалось полно глубоких потрясений. Кровопролитная война с Японией вызывала у Николая Андреевича сильное беспокойство за родных и друзей, особенно за племянников, находившихся в зоне боевых действий. Кровавые события 1905 года привели к увольнению из консерватории, так как мэтр поставил свою подпись под постановлением московских музыкантов, призывающим к коренным реформам России, а затем публично критиковал консерваторский устав и деятельность администрации. Тем не менее композитор смог высказать в «Китеже» все сокровенное, пережитое за долгие годы творчества. В произведении, написанном в новом жанре оперы-легенды, соединились традиции русской классической оперы и достижения современного музыкального театра. Однако судьба уготовила Николаю Андреевичу удар: горячо принятое узким кругом ценителей, сочинение не имело успеха ни в постановке Мариинского театра, ни в Большом театре в Москве в 1907–1908 годах.

Клавир «Сказания», представленный на выставке, особенно интересен комментариями самого Римского-Корсакова и его друга Владимира Бельского, многолетнего соратника и автора либретто четырех его опер. Николай Андреевич преподнес это издание в дар Максимилиану Штейнбергу, своему талантливому ученику и будущему мужу дочери Надежды, с автографом: «Дорогому Максимилиану Оссеевичу Штейнбергу на память. Н Р-К 24 Ноября 1906».


Фото на анонсе: Евгения Логвинова




Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть