«Бывало — сезон, наш бог — Ван Гог, другой сезон — Сезанн»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

03.04.2019

В фонде  Луи Вюиттона — выставка «Коллекция Курто: взгляд на импрессионизм». В экспозиции представлено более ста работ знаменитых художников из собрания британского текстильного магната и филантропа Сэмюэла Курто (1876–1947); среди шедевров — «Бар в «Фоли-Бержер» Эдуарда Мане, «Ложа» Огюста Ренуара, «Игроки в карты» Поля Сезанна, «Автопортрет с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, «Пудрящаяся женщина» Жоржа Сёра, «Больше никогда» Поля Гогена, «Обнаженная» Амедео Модильяни и другие.

Одно из лучших частных европейских собраний Курто создал вместе с женой Элизабет всего за несколько лет — с 1923 по 1929 год. С самого начала он приобретал картины импрессионистов, чтобы в дальнейшем сделать их всеобщим достоянием — передать в национальные музеи и галереи. Курто хотел также познакомить Туманный Альбион с художниками, к которым там относились весьма прохладно. Увлечение импрессионистами и постимпрессионистами меценат объяснял отчасти своими французскими корнями. Его предкам — гугенотам, спасавшимся от религиозных преследований в конце XVII века, пришлось эмигрировать в Англию.

— Те, кому повезло сколотить состояние, — настаивал Курто, — должны использовать свои деньги не только ради собственного удовольствия, но и во имя всеобщего блага. Люди имущие, в частности, могут поддерживать искусство, музыку, науки.

Его примеру последовали другие предприниматели, и в частности младший брат Стивен, подаривший собранию десять акварелей Уильяма Тёрнера.

В какой-то мере Сэмюэл Курто шел по стопам великого русского коллекционера Сергея Щукина. Принадлежавшие русскому меценату картины были выставлены в Фонде Луи Вюиттона в 2016–2017 годах. Экспозиция имела огромный успех и собрала рекордное для Франции число посетителей — 1,2 миллиона человек.

— Сергей Щукин и Сэмюэл Курто сыграли исключительную роль в истории искусства, — отметил президент Фонда и глава концерна LVMH Бернар Арно.

Двух фабрикантов объединяло и то, что они разбогатели на текстиле. Оба ходили к одним парижским маршанам — Амбруазу Воллару, Полю Дюран-Рюэлю, Полю Розенбергу. Однако русский купец дружил с художниками, прежде всего с Матиссом, отличался исключительным размахом — покупал Пикассо и других авангардистов той эпохи. Его английский коллега, напротив, порой осторожничал, не хотел рисковать, слушался арт-экспертов, не делал опрометчивых, с его точки зрения, покупок. Так, он приобрел всего один рисунок Пабло Пикассо и несколько — Анри Матисса, не оценив новаторства художников.

— Так или иначе, Сэмюэл Курто, — подчеркивает Бернар Арно, — был убежден в том, что «искусство объединяет людей», и видел свою миссию в благотворительности.

Курто опекал новые таланты и в 1925 году вместе со знаменитым экономистом Джоном Кейнсом создал Лондонскую ассоциацию помощи молодым художникам и скульпторам. Затем учредил фонд для приобретения картин для Национальной галереи и Галереи Тейт. В Англии меценат познакомился с русским художником-монументалистом Борисом Анрепом, другом Анны Ахматовой, и заказал ему фрески для своего лондонского дома. Однако по каким-то причинам проект не был доведен до конца. В начале 30-х годов предприниматель основал при Лондонском университете Институт искусства Курто, который занялся педагогической деятельностью. В его состав вошла также галерея, куда меценат передал основную часть коллекции. Для института и галереи промышленник предоставил свой лондонский особняк Хоум-хаус. В дальнейшем галерея пополнилась собранием картин ХХ века — дар известного арт-критика Роджера Фрая, а после Второй мировой войны работами старых мастеров — Питера Брейгеля Старшего, Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Джованни Батиста Тьеполо. Тридцать лет назад Институт искусств Курто переехал в знаменитый дворец Сомерсет-хаус. Пока там идут ремонтные работы, коллекция путешествует по разным странам.

По словам Арно, Фонд Луи Вюиттона продолжит прославлять деятельность коллекционеров-меценатов. Так, осенью в Париже пройдет выставка из собрания братьев Михаила и Ивана Морозовых.