Разобраться в «Мотивах»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.02.2019

В Государственном музее Востока открылась выставка «Восточные мотивы в творчестве Сергея Скубко и Людмилы Скубко-Карпас». Куратор проекта — старший научный сотрудник музея Лидия Рославцева. Здесь показано 30 работ из собрания семьи художников, включающего в себя около 200 произведений. Многие вещи, по словам сына Юрия, старшего научного сотрудника Центра исследований Юга Африки Института Африки РАН, разошлись по музеям, частным коллекциям, уехали за границу. Собрать их вместе практически невозможно. А ведь творчество мастеров, уже ушедших из жизни, заслуживает особого внимания.

Казалось бы, у них был совершенно разный бэкграунд. Она из интеллигентной семьи, родилась в Петрограде, выросла в Москве, на Арбате, брала уроки у Роберта Фалька. Именно он определил ее тонкое восприятие цвета.

— Глаз маме «поставил» Фальк, — рассказал Юрий Скубко. — Он жил по соседству. Вернувшись из эвакуации, мама поступила в МИПИДИ. Училась, но не блистала, не знала, что делать дальше. В это время огромное влияние на нее оказал Фальк. Она не пошла по авангардистскому пути, но хорошо усвоила его колористические уроки. Поступила в Институт имени Сурикова. В первые годы совместной деятельности во многом помогала отцу.

Сергей Скубко — родом из казачьего села Сташевка Приморского края, расположенного на границе с Китаем. После войны был принят в Суриковский, где и познакомился с будущей женой. Преподавал в Университете дружбы народов, писал портреты экзотических студентов-иностранцев — некоторые работы можно увидеть на выставке. Каждое лето — на протяжении двух десятилетий — ездил в Среднюю Азию, влюбившись в нее однажды и навсегда. Юрий Скубко вспоминает слова Киплинга: «Кто услышал зов Востока, вечно помнит этот зов». Людмила Львовна побывала в Средней Азии лишь однажды. Важную роль в ее творчестве сыграл Париж, куда она уехала после падения Союза. «Художники влияли друг на друга, но при этом шли параллельными, независимыми путями», — поясняет Лидия Рославцева.

— В начале 90-х мама подумала, что впереди развал страны, кровопролитие, — вспоминает Юрий Скубко. — Хотела переждать самые тяжелые годы. Благодаря докторантуре в Сорбонне я перевез ее и брата в Париж. Могли там остаться, но ностальгия замучила. Психологически тяжело в чужой культуре. Поэтому мы с мамой вернулись.

Во Франции Людмила Скубко-Карпас много работала в технике пастели, причем, по словам Лидии Рославцевой, ее привлекали яркие модели: так, в экспозиции можно увидеть изображение ассирийки из Ливана (1996). Стиль ее произведений ближе к импрессионизму, хотя она всегда отдавала предпочтение реалистической школе. Людмила Львовна показала себя и как прекрасный рисовальщик. На выставке есть пронзительный карандашный портрет чернокожего мальчика Поля — дитя фестивального 1957 года. Мать-одиночка пристроила ребенка в коррекционную школу на Арбате. Людмила Скубко-Карпас нередко рисовала воспитанников учреждения и запечатлела кудрявого малыша.

Экспозиция составлена в основном из портретов: модели показаны психологически точно, без прикрас. Любопытно, что на одной из этикеток, помимо подписи Сергея Скубко, указано и имя Юрия — не художника, но обладателя ученой степени кандидата искусствоведения:

— Отец дал возможность пощекотать самолюбие, позволил сделать несколько мазков. Хотя, конечно, это его картина.

Наследие супругов Скубко — камерное и очень «московское», несмотря на среднеазиатские пейзажи, выполненные Сергеем Михайловичем. Эти произведения лишены вызывающих эффектов, зато ориентированы на традицию — академизм, работы передвижников. Как признается сын художников:

— Они никогда не думали о продвижении, пиаре. Работали спокойно, достойно. Сейчас искусство стало коммерческим, оно кричит. А творчество родителей говорит тихим голосом.