Играй, гармония

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.02.2019

Фонд In Artibus и ГМИИ им. А. С. Пушкина подготовили проект «Ничего, кроме гармонии», посвященный 95-летию со дня рождения Владимира Вейсберга. Ретроспектива художника, открывшаяся в стенах Фонда на Пречистенской набережной, включает в себя более сотни произведений. Большую часть из них — свыше 60 работ — предоставил Пушкинский музей.  

Ранее творения Вейсберга можно было увидеть в Отделе личных коллекций, однако здание сейчас находится на реконструкции. Так что выставка, которая продлится полгода, — возможность полюбоваться на вещи одного из самых загадочных и «философских» мастеров отечественного искусства XX века. Сокуратор выставки Елена Руденко рассказала:

— В Пушкинском музее самое большое собрание Вейсберга в России — более 140 произведений. Мы предложили показать работы в наших стенах, и представители ГМИИ, к счастью, пошли навстречу. Кстати, музей собирается издать каталог-резоне коллекции Вейсберга, мы планируем им в этом помогать.

Вторая часть экспозиции — картины и графика из собрания Инны Баженовой, основательницы IN ARTIBUS. Владимир Вейсберг — своеобразный genius loci самого Фонда: выставочное пространство открылось в 2014 году большим смотром творений живописца. Елена Руденко пояснила:

— Когда Инна Баженова выбирала для IN ARTIBUS помещение с большими окнами, она наверняка предполагала, что здесь когда-нибудь будет экспонироваться Вейсберг. Ему необходим дневной свет — особенно поздней, «белой» живописи. Вообще, для Инны этот художник имеет ключевое значение. Насколько я знаю, она стала целенаправленно собирать изобразительное искусство после выставки Владимира Вейсберга в Пушкинском музее в 2006 году. Теперь у нее, пожалуй, самая большая частная коллекция работ мастера в России. К сожалению, несколько новых приобретений не доехало до Москвы — надеюсь, увидим их в следующий раз.

Экспозиция будет менять облик: с февраля по апрель графический блок представлен рисунками из фондов ГМИИ, в мае их сменят произведения из коллекции Инны Баженовой. В целом на выставке есть и ранние, яркие картины, и поздние, «белые», — так что зрители смогут проследить эволюцию творческого метода. Надо сказать, Вейсберг не до конца вписан в историю отечественного искусства. По словам Анны Чудецкой, второго куратора экспозиции, мастера затмили представители более молодого поколения, художники соц-арта. В итоге его живопись — аполитичная, интровертная, интеллектуальная — до сих пор не получила заслуженного признания. Маэстро обращался к внутреннему миру, исследовал собственное сознание, пытаясь вывести общие закономерности творческого процесса. Его ранние вещи — вроде яркого, пастозного натюрморта «Снедь» (1947) — написаны под влиянием Машкова. Поздние картины («белое на белом»), где, по словам Чудецкой, автор отказывается от «эмоциональности цвета» и «вещественности изображаемого»,  совсем иные. Предмет словно «утоплен» в среде, сливается с ней, становится одним целым. Иным выглядит и мазок — гладким, менее фактурным. Особенно это заметно по последней, незаконченной работе «Венера и геометрия» (1984). Мастер, подобно многим современникам, понимал: изобразительное искусство подошло к некоему пределу. Веками оно воплощало действительность, а теперь с этой задачей куда быстрее и лучше справляется фотокамера. Живописи предстояло найти новые задачи — и огромное число авторов переключились с объекта изображения на форму.

Исступленными поисками занимался и Вейсберг. Фактически живописец самостоятельно проделал путь европейских философов XX века. Мыслители, некогда верившие в существование объективной истины, пришли к выводу: истин много, и все они конструируются нашим сознанием. Исследование реальности сменилось желанием познать себя, понять, как человек создает собственный мир. Возможно, эту точку зрения тоже когда-нибудь признают утопичной. Однако Владимир Вейсберг в любом случае окажется в хорошей компании.



Фото на анонсе: Кирилл Зыков/mskagency.ru