Ложкин кот

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.12.2018

В ЦДХ открылась экспозиция прославившегося в Рунете художника и музыканта Васи Ложкина. Его декабрьские «персоналки» давно стали хорошей традицией. В этот раз зрителям представили проект «Восход Нового Солнца»: фирменных рыжих котиков, а также хорошо знакомых персонажей — жителей вымышленного города Кобылозадовска. 

Алексей Куделин — настоящее имя Ложкина — утверждает, что многих героев рисовал с себя. Однако, как водится, между художником и его лирическим «я» существует очевидный зазор. Некоторые зрители, увы, этого не замечают — как не видят в творениях Васи Ложкина гротеска и сатиры на окружающую действительность. Напротив, принимают картины за чистую монету. Чего стоит история с работой «Великая прекрасная Россия», высмеивающей националистические клише. В 2016 году Октябрьский районный суд Новосибирска признал ее экстремистской. Правда, в 2018-м решение все-таки отменили. Другой скандал разразился еще в 2009 году, когда Ложкин выложил в Живой Журнал пост, озаглавленный «Письмо американскому президенту», где «прошелся» по стереотипам о нашей стране. В финале послания, написанного от лица жителя Штатов, он призвал разбомбить «к всем факинг чертям эту дикую Россию». Пост собрал множество комментариев, причем некоторые обвиняли автора в русофобии. Надо сказать, в обоих случаях Ложкин, несмотря на эксцентричный имидж, постарался максимально погасить скандал. Практически сразу убрал пост в ЖЖ; фото картины — как рассказывает в интервью — тоже удалил, причем еще за несколько лет до судебных разбирательств, просто изображение продолжало «гулять» по Сети. Однако людей без чувства юмора хватает, поэтому творчество Васи Ложкина продолжает вызывать споры. Сам автор в одном интервью сказал: «Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но все же это сказка с хорошим концом».

Своими вдохновителями Вася называет «Митьков» — обаятельных тунеядцев из Северной столицы. Их персонажей роднит неумеренное употребление алкоголя, а также жизнь на задворках города. Однако там, где у «птенцов Шагина» милое беззлобное дуракаваляние, у Ложкина — жесткая социальная сатира в духе Салтыкова-Щедрина, а нередко и самоирония. Художник не просто изображает бахтинский карнавал; он посмеивается над самим понятием, пошедшим в народ (пример тому — песня Пахома «Жизнь веселый карнавал», вдохновившая Ложкина). У Куделина этот «карнавал» олицетворяют мрачные бугаи, примерившие яркие маски, — зайца, свиньи, обезьяны. Подобные образы воплощают собой абсурд бытия.

Творения Ложкина одновременно и грустные, и смешные. Художник вскрывает язвы общества: иронизирует над чиновниками, потерявшими связь с реальностью, самодурами-начальниками, хамами-автомобилистами, тонко высмеивает неудачные попытки импортозамещения, регулирования интернета или стремления контролировать частную жизнь человека. Однако достается и простому народу: мишенью живописца становятся предрассудки, грубость, алкоголизм — та самая русская хтонь, которая в свое время испугала живописца Бориса Григорьева, создавшего цикл «Расея». Правда, на картинах Ложкина ужасное нередко соседствует с очищающим смехом и даже надеждой. Ведь хорошее произведение, даже сатирическое, должно быть многозначным. Как триптих, давший название нынешней выставке, с изображением котиков, включающих гигантскую лампочку вместо солнца. «Начало новой эры» — такой подзаголовок выбрал автор — может означать и отсылку к индустриализации, и намек на антиутопию, и очередную глобальную перекройку мира. И каждый найдет здесь то, что ему ближе.