Королевский выбор

Евгения ЛОГВИНОВА, Санкт-Петербург

12.12.2018

В Государственном Эрмитаже открылась выставка произведений Пьеро делла Франчески, ключевой фигуры итальянского кватроченто. В экспозиции представлены 11 произведений из музеев Венеции, Перуджи, Лондона, Парижа, Сансеполькро (современное название Борго Сан Сеполькро, родного города классика), Милана, Лиссабона, Мадрида и Урбино. Произведения дополнены фундаментальными трудами художника в области математических законов перспективы, большинство из которых были написаны на склоне лет уже ослепшим мастером.

Первое жизнеописание итальянца было составлено историком Вазари в 1550 году, спустя полвека после смерти мэтра. Но подлинное внимание к его живописи стали проявлять лишь в середине XIX века. До этого творения Пьеро делла Франчески часто приписывались другим мастерам. Во многом это было связано с недостатком сведений о его жизни, так как классик много времени провел в родном городке в Тоскане, вдали от главных художественных центров.

Тем не менее Пьеро делла Франческе все же довелось поработать при дворах итальянских властителей, что оказалось чрезвычайно важным для творческого роста. Именно его произведения, как, пожалуй, ни одного другого художника XV столетия, ассоциируются с вершиной развития флорентийской живописной школы эпохи Возрождения.

К флорентийскому периоду, отмеченному близостью с учителем Доменико Венециано, относится первая известная работа Пьеро делла Франчески — «Мадонна с Младенцем». Теперь эта картина, когда-то сильно поврежденная, а затем долгие годы считавшаяся утраченной, находится в частной коллекции. В фигуре Мадонны, заключенной в нишу, образуемую окном, уже проявляется ранний интерес художника к перспективным построениям.

Огромное влияние на мастера оказало и пребывание при дворе правителя Урбино, Федерико да Монтефельтро, с которым у него сложились дружеские отношения. Выдающийся полководец Возрождения, один из самых трезвых и расчетливых политиков Италии, был покровителем науки и искусства. Особенно он интересовался математическими и прикладными науками, собрав одну из лучших для XV века библиотек. Художник написал портрет его сына, Гвидобальдо, — очаровательного светловолосого мальчика. Будущий третий урбинский герцог и кондотьер, он явит собой, как писал историк Алексей Дживелегов, еще «более культурный тип тирана», чем его отец, и станет покровителем Рафаэля.

Один из любопытных контрастов экспозиции — портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатесты, правителя Римини и старого врага Урбино, изображенного в профиль, как и Гвидобальдо. Подобная иконографическая традиция восходит к медальерному искусству античности. В исполнении Пьеро делла Франчески образ Сиджизмондо, созданный с медали, отчеканенной Пизанелло в 1445-м, приобрел пластическую наполненность, а в лице проявились гордость и жестокость, которой прославился тиран. Известно, что в 1460 году папа Пий II отлучил его от церкви, обвинив во всех смертных грехах.

Пьеро делла Франческа нечасто подписывал свои творения. Самый ранний пример — небольшая картина «Святой Иероним с донатором»: подпись начертана на стволе дерева, служащем основанием для Распятия. Донатор и его святой патрон изображены как равные, что является важной приметой искусства Возрождения.

Представленные на выставке створки большого алтаря, выполненные мастером для монастыря святого Августина в Борго Сан Сеполькро, привлекают внимание внушительностью монументальных фигур и одновременно виртуозным изображением деталей. Архангел Михаил предстает в виде античного воина в богатых доспехах, отделанных драгоценными каменьями, и в изящно украшенной тунике с прозрачными рукавами, на которых едва заметны тонкие складки. С таким же вниманием к мельчайшим подробностям мэтр написал и роскошное облачение святого Николая Толентинского. По мастерству исполнения также великолепны вышивки со сценами евангельских сюжетов на далматике и митре святого Августина.

Фрескам Пьеро делла Франчески было свойственно архитектоническое созвучие персонажей и элементов зодчества. Об абсолютном шедевре мастера, цикле фресок «Легенда об истинном кресте» из базилики Сан-Франческо в Ареццо, рассказывает созданный специально для Эрмитажа фильм. Фреску «Благовещение», одну из вершин творчества художника, куратор эрмитажной выставки Татьяна Кустодиева назвала «гимном, пропетым Пьеро в честь перспективы средствами живописи». Несомненно, что Пьеро делла Франческа, современник Брунеллески и Альберти, мог стать выдающимся архитектором. В совершенстве овладев наукой перспективы, он, по словам искусствоведа Виктора Лазарева, обладал способностью «воссоздавать на плоскости картин и фресок сложнейшие пространственные построения, выделяющиеся своей четкостью и ясностью даже на фоне ренессансного искусства».

Образам Пьеро делла Франчески присуща известная патриархальность, они взяты из народной среды, а его мадонны подобны скромным деревенским девушкам. Такова и «Мадонна Сенигалия», созданная мэтром уже в поздние годы и признанная одним из его величайших шедевров. Пространство картины наполнено прозрачным воздухом и рассеянным светом, придающим ей нежный серебристый колорит.

Умению точно воспроизводить природу и создавать световые эффекты, как считают искусствоведы, художник научился у нидерландских мастеров, которых он встретил в Ферраре в 1450 году. За талант передавать свето-воздушную среду, наполненную солнечным светом, за согласие и созвучие всех частей композиции в тщательно продуманной системе пространственных отношений математик и мыслитель Лука Пачоли назвал Пьеро делла Франческу «монархом живописи».




Фото на анонсе: Евгения Логвинова