И подшиты, и не стареньки

Виктория ПЕШКОВА

15.11.2018

Музей-заповедник «Коломенское» открыл, пожалуй, самую актуальную в свете внезапно грянувших морозов выставку — «Валенки. От дворцов до модных подиумов».

Войлочный бум в России длится уже не первый год и, судя по всему, на спад идти не собирается: в нашем неласковом климате мягкий войлок поистине незаменим. Но если аксессуары и одежда из этого универсального материала в наших гардеробах обосновались достаточно прочно, то вот об обуви этого пока не скажешь: ну, казалось бы, что может быть непрактичнее валенок в городе с его неизбывной снеговой кашей на тротуарах. К тому же в представлении большинства это нечто исключительно примитивно-серое и уныло-неизящное.

Ради ниспровержения стереотипов и была затеяна в «Коломенском» выставка под названием «Валенки. От дворцов до модных подиумов». А их в отношении валенок великое множество. Ну, например, сказав «валенок», в ответ, скорее всего, услышишь «сибирский». Между тем главными центрами изготовления валенок в России XIX века являлись Нижегородская, Ярославская и Казанская губернии. Образчики их лучшей, достойной самого взыскательного вкуса продукции расположились за витринными стеклами. В том числе и очаровательные домашние туфельки с меховой оторочкой, что пришлись бы по ноге и самой царице. На их подошвах еще виден тисненный золотом торговый знак знаменитого дома «Мюр и Мерилиз», здание которого ныне занимает московский ЦУМ.

Или не менее цепкая музыкальная ассоциация: неповторимый голос Лидии Руслановой, озорно выводящий нехитрую песенку про любвеобильного Колю-Николая, которому дома не сидится, даром что щеголяет перед девицами в неподшитых старых валенках. Многие считают ее русской народной, а она на самом деле — цыганская таборная. Русланова включила композицию в свой репертуар только на втором году Великой Отечественной, существенно переиначив мелодию популярной плясовой, появившейся еще в начале 1910-х годов. Исполняла ее в ту пору очаровательная Настя Полякова, блиставшая в Москве перед Первой мировой, и в нотах из коллекции музея музыкальной культуры им. Глинки автором музыки и текста указана именно она.

«Теплая» выставка как нельзя лучше вписалась в интерьеры дворца царя Алексея Михайловича, уместив всего в нескольких залах всю историю русских валенок — с XII века и до XXI: начиная с их далеких прапрадедов, найденных археологами в окрестностях Нижнего Новгорода, заканчивая валяными откутюрными шедеврами, украшенными ручной вышивкой, аппликацией или росписью. Свои сокровища для экспозиции предоставили более двадцати российских музеев, частные коллекционеры, дизайнеры и модельеры. Невероятно, но факт: старые добрые валенки нынче существуют не только как теплая, экологичная и весьма удобная обувка, но и как предмет коллекционирования. Вообще, поводов для удивления у посетителей выставки будет множество.

В наше время валенками все чаще называют практически любую обувь, сделанную из шерсти, независимо от технологии изготовления и внешнего вида. Но как коньяком имеет право называться только напиток, появившийся на свет в одноименной французской провинции, так и валенками является только обувь, выделанная из цельного валяного «мешка» строго определенным образом. Даже беглого знакомства с экспозицией достаточно, чтобы понять — присказка «прост как валенок» никакая не народная мудрость, а полная бессмыслица. Эту нелепую остроту мог сочинить только тот, кто и понятия не имеет, какое это непростое дело — свалять настоящие валенки. Выделкой заготовок, то есть собственно валянием, испокон веков занимались только мужчины. Войлочную основу, раза в три превосходящую по размеру стандартный валенок, заваривали горячей, не менее 80 градусов, водой, и вручную прокатывали валиками на специальной ребристой поверхности в течение пяти часов без остановки (!). Поговорка «Не мытьем, так катанием» как раз отсюда родом.

Весь же процесс занимал пять дней и состоял из сорока технологических операций. На выставке представлены только некоторые из них. Даже чесальную машину пришлось выбирать из самых маленьких, иначе она в зале просто не уместилась бы. Зато как преображается шерсть на пути от свежесостриженного руна до уютного валеночка, можно не только увидеть, но и почувствовать на кончиках собственных пальцев. Для валяния чаще всего использовали овечью или козью шерсть, причем самые мягкие валенки получались из той, что была добыта во время летней стрижки, но если ее не хватало, в дело шла и собачья, и коровья, и даже конский волос.  

Закат эпохи русских валенок пришелся на середину ХХ века. Но по странной иронии судьбы в это же время на горизонте блеснул и первый луч нового рассвета. В 1963 году никому тогда еще не известный Слава Зайцев расписал яркими красками валенки для коллекции рабочей одежды, которую он разрабатывал для швейной фабрики в городе Бабушкин. Принимавшая работу высокая комиссия впала в состояние форменного шока. Легендарные «бабушкинские» валенки на этой выставке, к сожалению, отсутствуют. Зато в наличии удивительная коллекция, отобранная жюри во главе с маэстро по итогам приуроченного к выставке конкурса «Русское чудо». В нем приняло участие почти четыре десятка художников и дизайнеров из разных стран — от Японии до Франции и от Германии до Эквадора.

Валенки как произведение искусства в буквальном значении этого понятия представила галерея «Тумар» из Бишкека: вот они сливаются в экстазе знаменитого «Черного квадрата» Малевича, «стекают» с постамента, подобно часам Пикассо, кружат в хороводе с грацией танцовщиц Дега. Не исключено, что в ближайшем будущем появятся войлочные аналоги леонардовой «Джоконды» или «Весны» Боттичелли.

Впрочем, валенки сегодня интересны уже не только как объект чистого искусства. Желающих использовать их по прямому назначению — как удобную и теплую обувь — становится все больше. Несколько витрин скорее похожи на полки модного бутика, чем на выставочные стенды — изделия известных мастеров-пимокатов (название для профессии выбрали как раз в честь сибирских валенок-пимов) и красивы, и вполне носибельны.