Миллион синих роз

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.11.2018

В Венской Галерее Альбертина — ретроспектива Нико Пиросмани. Это не первый показ картин гениального самоучки в столице Австрии. Правда, предыдущая выставка прошла почти полвека назад — в 1969-м. Так что Европе предстоит заново открыть для себя Пиросманашвили, не получившего на Западе, в отличие от «Таможенника» Анри Руссо, заслуженного признания.

Нынешняя экспозиция приурочена к столетию со дня смерти мастера. Альбертина отнеслась к проекту ответственно, даже выпустила анимационный тизер, «ожививший» некоторые вещи мэтра. Куратором выставки стала Бис Кюриже, директор Фонда Винсента Ван Гога в Арле, «заболевшая» творчеством грузинского классика еще в 1988 году после посещения Тбилиси. Сравнение двух гениев выглядит обоснованным: одиночество, нищета, широкое признание только после смерти. Венская экспозиция не только рассказывает о даре Пиросмани, но и пытается вписать его творчество в общеевропейский контекст. В том числе — перебросив мостик в современность.

В центре одного из залов — гигантский семиметровый стол из оргстекла с «замороженными» синими розами, созданный японским архитектором, лауреатом Притцкеровской премии Тадао Андо. Экспонат словно приглашает к шумному застолью. Впрочем, возможны различные трактовки. Сам автор предлагает следующее объяснение: «Этот стол — символическое надгробие Нико Пиросмани... Цветы и особенно розы — повторяющийся мотив его произведений». Андо подчеркивает: жизнь цветов скоротечна, лепестки быстро осыпаются. Его арт-объект — попытка остановить время, дать зрителям возможность насладиться красотой бутонов. Для русскоязычной публики инсталляция может иметь еще одно значение. Существует миф, якобы Нико продал все имущество, чтобы осыпать цветами французскую актрису Маргариту де Севр, гастролировавшую в Тифлисе. Романтичная история, не подкрепленная реальными фактами, легла в основу хита «Миллион алых роз». Европейский зритель, не знакомый с легендой, вряд ли «расшифрует» послание. Хотя в экспозиции есть  знаменитый портрет Маргариты, а также оммаж к нему, выполненный современным автором Ёсимото Нара: тот изобразил артистку в стиле baby art.

Ретроспектива включает в себя обязательные хиты Пиросмани: «Дворник», «Бездетный миллионер и бедная с детьми», «Кахетинский поезд», «Женщина с кружкой пива», «Жираф», «Кабан». Всего из Грузии привезли 29 работ — не так уж много, хотя подборка выглядит репрезентативной. Западная публика неизбежно сравнит увиденное с творениями Руссо, однако не факт, что Нико уступит французу. Конечно, картины грузина более небрежные, чем вещи «Таможенника»; мастер мог нарушать законы перспективы, ошибаться в пропорциях, рисовать волков, неотличимых от медведей или свиней. Но от его клеенок нельзя оторваться: магия настоящего искусства, пусть и наивного.

В отдельном зале организаторы разместили творения современных авторов, отсылающих к творчеству Пиросмани. Хронологический охват широк: от Ильязда (Ильи Зданевича), одного из первооткрывателей грузинского самородка, до Георга Базелица, самого дорогого из ныне живущих художников. Зданевич, правда, представлен книгой — репринтом статьи о Нико, вышедшей еще в 1914-м. Для переиздания 1972 года Пикассо по просьбе Ильязда создал фронтиспис: рисунок испанца включен в экспозицию. Здесь же — картины Ёсимото Нара, скрещивающего западные традиции с модным аниме. Есть и творение грузинского скульптора Андро Векуа, проживающего в Швейцарии; московские зрители могли видеть его работы на недавней выставке в Музее современного искусства «Гараж». А по соседству — портреты, выполненные Георгом Базелицем, изобразившим Пиросмани в своей фирменной манере: вверх ногами.

Все это наверняка поможет встроить грузинского мастера в европейскую систему координат. Возможно, не хватает других авторов, соприкасавшихся с вселенной Нико, — Гончаровой, Ларионова, Малевича. Впрочем, за столом, сооруженным Андо, и так собралась хорошая компания. Не об этом ли мечтал Пиросмани, одинокий и нелюдимый...