Искусство объединять

Марина ИВАНОВА

06.11.2018

В ЦВЗ «Манеж» стартовала выставка «Сокровища музеев России», организованная в рамках форума «Православная Русь — ​ко Дню народного единства». Торжественное открытие посетили президент РФ Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Псковский и Порховский Тихон, министр культуры Владимир Мединский.

Проект получился масштабным: более 280 полотен из 50 отечественных музеев — ​от Калининграда до Владивостока. Главная цель — ​обозначить культурные константы, смыслы и образы, объединяющие жителей России. А заодно показать, что в провинциальных запасниках можно обнаружить настоящие шедевры.

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу: от икон эпохи Рюриковичей до картин XX века. Выставка начинается с иконы Божией Матери «Умиление» из Псково-Печерской обители, списанной в 1521 году с иконы Божией Матери (Владимирской): она не раз играла роль заступницы, в том числе в войне 1812 года. Показаны и другие произведения иконописи — ​от XVII до XXI столетия. Центральный зал посвящен живописным образам России, созданным авторами второй половины XIX — ​начала XX века: Левитаном, Поленовым, Айвазовским, Архиповым. Есть картины Бориса Кустодиева — ​хрестоматийные сюжеты ярмарок и провинциальных гуляний. Константин Юон представлен хорошо известным полотном «В провинции. Торжок» (1910-е). Исаак Левитан — ​менее знаменитой, но прекрасно исполненной работой «Папоротники в бору» (1895). Иван Айвазовский — ​неожиданным сухопутным пейзажем «Зимний обоз в пути» (1857).

Портретный зал знакомит с ранними вещами — ​парсунами, где традиции иконописи скрещиваются с западноевропейскими живописными приемами. Кроме того, здесь можно увидеть провинциальные портреты, выполненные в несколько наивном духе: купцы, подобно аристократам, стремились запечатлеть себя для потомков. Так, Петр Калмынин написал портрет иркутского купца Петра Дмитриевича Трапезникова с ребенком (1839). Есть творения великих художников: автопортрет Тропинина на фоне Кремля (после 1846), работы Венецианова, Брюллова, Боровиковского.

Не забыт и расцвет русского искусства рубежа XIX–XX веков. Зрителям представили шедевры Бакста, Серова, Коровина, Кузнецова, Кончаловского. Можно увидеть портрет крестьянина из знаменитой серии «Расея» Бориса Григорьева («Олонецкий дед», 1918). Или проследить эволюцию Ильи Машкова: от вещей в духе Сезанна («Новодевичий монастырь», 1912–1913) до картин в стиле соцреализма («Советские хлебы», 1936).

Отдельный блок — ​советское искусство: автопортрет Александра Дейнеки, редкие работы Юрия Пименова — ​«У примерочной» (1960), «Матери» (1960). Есть знаменитое полотно Виктора Попкова «На работу» (из серии «По Ангаре», 1961), а также картины Дмитрия Жилинского, Виктора Иванова, Бориса Неменского и других классиков второй половины XX века.

Выставка, вход на которую свободный, позволила столичной публике полюбоваться шедеврами, недоступными прежде всего из-за расстояний — ​далеко не у каждого есть возможность посетить региональные музеи. Единственное, экспозиции не хватает взгляда на современность, хотелось бы увидеть работы, датированные XXI столетием. Впрочем, организаторы анонсировали продолжение проекта в 2019-м. Вероятно, удастся показать культурные смыслы не только прошлого, но и настоящего, — ​объединяющие российских зрителей.


Фото на анонсе: Сергей Бобылев/ТАСС