Вдоль по Питеру

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.10.2018

В Музее истории искусств в Вене — главный блокбастер этого года: проект, лаконично названный Bruegel. Формально приуроченный к 450-летию со дня смерти художника, он прежде всего демонстрирует современное состояние «брейгелеведения». Зритель, купивший билет, не только получит возможность окунуться в мир квазибосховских диковинных существ и крестьянских персонажей. Выставка, дополненная внушительным каталогом, обстоятельно расскажет о картинах, приписываемых классику, и предпочитаемых им материалах, даже покажет, как мэтр держал кисть.

Несмотря на подчеркнутую «научность», популярность у экспозиции бешеная, залы забиты под завязку. Рассматривать работы, а Питер Брейгель Старший славится любовью к деталям, придется вместе с сотнями желающих. Впрочем, музей хорошо справляется с наплывом посетителей. Пугающих очередей на входе нет, на улице поставили дополнительную кассу. В зал пускают по сеансам — через каждые 20 минут, билеты продаются в том числе на сайте. За более высокую плату можно пройти в любое время без ожидания. Около экспонатов слышна русская речь — многие специально приехали на «выставку века», как ее уже окрестили в прессе. Причину ажиотажа легко понять, и дело не только в рекламе. Творений Брейгеля не так много: собрать большую часть из них в одном месте — трудная задача. Нынешний проект готовился шесть лет. Венский музей — обладатель самой большой в мире коллекции живописных вещей классика. В собрании находится 12 произведений из примерно сорока, приписываемых Брейгелю Мужицкому. Всего в столицу Австрии привезли три четверти картин и около половины рисунков — впечатляющее достижение. А результаты научной работы выложили на специальном сайте http://www.insidebruegel.net. Здесь можно рассмотреть шедевры в многократном увеличении. Еще одним «последствием» экспозиции должна стать подготовка нового каталога-резоне: ожидается участие всего исследовательского сообщества.

Организаторы оперируют не сухими, а вполне занимательными фактами. Например, зритель узнает, что небольшое тондо «Пьяница, запираемый в свинарнике» (1557) было атрибутировано только в 2000 году. Работа находилась в семейной коллекции в Брюгге и впервые оказалась представлена публике лишь в 2001-м. Некоторые сомнения в авторстве возникли из-за небрежно выписанных лиц четырех персонажей на заднем плане: последствия более поздней переделки другим художником. Как бы то ни было, автором теперь считается Брейгель Старший. Сюжет картины при этом ясен лишь в общих чертах: крестьянина отправляют в свинарник в качестве наказания. Это одно из двух самых ранних живописных творений мастера.

Рисунок «Лесной пейзаж с речной долиной и путниками» (около 1554), ныне находящийся в частной коллекции в США, оказался в фокусе внимания исследователей лишь в 2012 году. Первоначально предполагалось, что он выполнен художником из круга Яна Брейгеля. Однако сравнение с произведениями Питера Брейгеля Старшего привело к переатрибуции: графический лист теперь относят к числу вещей, созданных основателем династии.

Зрители смогут также узнать, что мастер не стремился запечатлеть точные локации, хотя в 1552–1553 годах побывал во Франции, Швейцарии, Италии. Многие впечатления переносил на бумагу или дерево, опираясь на воспоминания, а также на наброски, увы, не уцелевшие. Одно из редких произведений, где можно с точностью установить изображенное место — «Катание на коньках перед воротами святого Георгия, Антверпен» (в экспозиции представлена выполненная с него гравюра). Зимняя атмосфера отражает изменение климата — в Европе на протяжении нескольких веков царил Малый ледниковый период. К теме холодов художник обращался не раз. Знаменитые «Охотники на снегу» (1565) считаются первым в истории зимним пейзажем. А «Поклонение волхвов под снегом» (1563) — вероятно, первое изображение снегопада. Наконец, «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» (1565) вошел в историю как самое копируемое творение классика: всего известно более 130 повторений. На выставке, кстати, представлена одна из реплик, выполненная автором из круга Брейгеля Старшего.

Отдельное внимание кураторы уделили небольшой работе «Две обезьянки» (1562) из Берлинской картинной галереи. Стараниями ученых удалось шаг за шагом восстановить процесс создания вещи. Организаторы также обращают внимание на любопытный факт: в правом углу другого произведения, популярной «Безумной Греты» (1563), можно обнаружить силуэты двух приматов. Подобно берлинским обезьянам, они сидят в оконном проеме, правда, смотрят на зрителя через решетку. Точный смысл обоих сюжетов установить не удалось, хотя «Безумная Грета» предполагает множество интерпретаций. Художник изобразил женщину, персонажа фламандского фольклора, направляющуюся прямиком в ад. Кто-то видит здесь символическое воплощение военных конфликтов той эпохи. А создатели выставки делают акцент на теме эмансипации. Конечно, Брейгеля нельзя назвать сторонником феминистских теорий в современном понимании. Однако Грета, явленная в доспехах, с мечом в руках, намекает на переосмысление традиционных женских и мужских ролей. Причем живописец делает это без дидактичности, со свойственным ему юмором: в суме безумной дамы внимательный зритель разглядит сковородку — «самое главное оружие», иронизирует один из авторов каталога.

Публике показывают и другие хиты. В частности, знаменитые изображения вавилонской башни: одно хранится в Вене, другое приехало из Роттердама. Есть и шедевры «народного» цикла: «Крестьянская свадьба» (около 1567), «Крестьянский танец» (около 1568). Представлены «Детские игры» (1560): одна из ранних сохранившихся деревянных панелей Брейгеля. Как указывают авторы каталога, классик, похоже, первым в истории создал столь масштабное творение, посвященное ювенильной теме: всего здесь 230 персонажей.

Впрочем, даже столь скрупулезная выставка не ставит точку в изучении наследия Брейгеля Старшего. Уже анонсирован проект в Королевской библиотеке Бельгии: в 2019–2020 годах здесь покажут графику мэтра, а заодно расскажут, как складывалась рыночная судьба его произведений на протяжении четырех веков. Остается надеяться, что организаторы смогут выдержать баланс между развлечением и научным исследованием, как блестяще удалось создателям выставки в Вене.