Игра в кисти

31.10.2018

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Артур ФонвизинВ Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка произведений Артура Фонвизина «Остановись, мгновение...». Художник, работавший в технике мокрой акварели, не замечал потрясений XX столетия и до конца дней (мастер прожил более 90 лет) оставался верным рыцарем Серебряного века. 

Цирковые наездницы и акробатки, пышные букеты, портреты красавиц-актрис стали для него внутренней эмиграцией, бегством от реальности. Формально входивший в множество объединений — от «Голубой розы» до АХРРа, — он всегда держался особняком. И все же оставался кровно связанным с эстетикой художников «Мира искусства», их прекрасной, но тщетной попыткой спрятаться в выдуманной вселенной. В случае Фонвизина иногда вспоминают медицинский диагноз — в детстве у него обнаружили аутизм. Он долго не разговаривал и лишь в семь лет, после посещения цирка Чинизелли, внезапно обрел голос, а также заинтересовался живописью. Акварелью увлекся в 47 лет (на выставке есть фото автопортрета 1904 года, выполненного еще гуашью). Признание получил только в старости. У него были прекрасные ученицы — в первую очередь талантливейшие Алла Белякова и Вера Яснопольская. Но настоящим продолжателем традиций можно считать, скорее, Анатолия Зверева, маргинала и отщепенца, чьи диковинные женские портреты перекликаются с красавицами Фонвизина.

Нынешняя выставка пытается представить классика в необычном ракурсе. Его связь с искусством рубежа XIX–XX веков хорошо известна. А вот любовь к старым мастерам — Рембрандту и Веласкесу — исследована куда меньше. Сын Сергей вспоминал: «У него был один бог — Веласкес. От Веласкес