Дело было вечером

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

17.10.2018

ГМИИ им. А.С. Пушкина предлагает окунуться в богемную атмосферу начала XX века. Проект «Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» рассказывает о славянских покровителях зарубежного авангарда, открывших миру «Таможенника» Анри Руссо. 

Польская аристократка Елена Миончинская, после замужества ставшая баронессой Элен Эттинген, а также ее двоюродный брат, Сергей Ястребцов, были ключевыми фигурами художественной жизни Франции первой трети XX века. Их апартаменты на бульваре Распай стали «местом силы» для многих выдающихся авторов. Архив Елены, переданный Ястребцовым театральному режиссеру Роже Руссо и сбереженный сыном последнего (у брата и сестры не было наследников), впервые показывают публике.

На выставке представлены уникальные документы. Изображение баронессы, созданное Амедео Модильяни: мастер запечатлел многих друзей Элен, в том числе ее возлюбленного, художника Леопольда Сюрважа. К сожалению, от портрета Эттинген сохранилась лишь черно-белая фотография, включенная в экспозицию, местонахождение живописной вещи неизвестно. Не менее интересны и другие свидетельства, например, один из номеров журнала «Парижские вечера». Издание было специально выкуплено баронессой и ее братом для их друга Гийома Аполлинера. Чтобы отвлечь поэта от расставания с художницей Мари Лорансен, ему предложили возглавить редакцию. Интересно и письмо Сергея сестре с шутливым рисунком — собакой, справляющей нужду, — и ремаркой: «Это я так на критиков». Во Франции москвич взял псевдоним Серж Фера и стал вполне успешным художником. В записке шла речь о постановке пьесы Аполлинера «Груди Тиресия», где Фера выступил сценографом. Наконец, зрители могут увидеть документ: счет на покупку у Сержа картины Анри Руссо «Я сам. Портрет-пейзаж» (1890). После революции российские владения баронессы и ее брата оказались конфискованы, они больше не могли покровительствовать художникам. Обладатели девяти крупных работ «Таможенника» вынуждены были продать творения Руссо. Фера тщательно выбирал владельцев. Эту вещь, главную в коллекции, он передал в Национальную галерею в Праге — один из первых государственных музеев мира.

Впрочем, проект примечателен не только демонстрацией архивов. Публике показывают произведения деятелей авангарда, вхожих в салон блистательной Элен. Картины Анри Руссо, в частности знаменитая «Муза, вдохновляющая поэта» (1909), — изображение Аполлинера и Лорансен. Тщательно выписанные абстракции Леопольда Сюрважа, поражающие обилием деталей. Портрет самого Сюрважа кисти Модильяни (1918). Работы Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Последний был соседом славянских меценатов. Нежные творения Мари Лорансен. Наконец, в экспозиции много вещей, созданных Фера, порой вторичных и эпигонских («Натюрморт с вазой», 1917), а иногда вполне самобытных (эскизы сцен к постановке пьесы Гийома Аполлинера «Груди Тиресия», 1917).

Масштабнее всего представлено творчество Элен Эттинген: хозяйка салона имела артистические амбиции. Она пробовала себя в качестве художницы, поэта и автора эссе — под мужскими псевдонимами Франсуа Анжибу, Рок Грей и Леонар Пьё. Подготовила книгу об Анри Руссо. Создавала картины, вышивки, увлекалась росписью по керамике. В этих вещах мало оригинальности, лишь обожествление труда художника, желание примкнуть к сонму небожителей. Однако за щедрость и организаторские способности легендарной баронессе можно простить маленькие слабости.