02.10.2018
Приехавшая в Москву экспозиция успела побывать, помимо Нидерландов, в Японии и Бразилии. Она базируется на фундаментальном исследовании, проведенном в 2015–2016 годах голландскими архитекторами Паулем Мёрсом и Маринке Стейнхёйс. На суд зрителей представили 20 лучших проектов, осуществленных в течение последних лет специалистами из Нидерландов — как в самом Королевстве, так и в других странах, включая Россию (реконструкция «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге).
Куратор Ева Радионова, основатель бюро Novascape (Нидерланды), рассказала:
— Старые здания можно превратить в точки, организующие городскую среду. Голландцы не только наделяют склады и фабрики новыми функциями, но и дарят им «длинную жизнь» — впоследствии функции можно еще раз изменить.
Экспозиция демонстрирует разные подходы. Их объединяет уважение к самому памятнику, а также к «конечным потребителям», в том числе местным жителям. Как отмечает в сопроводительном видео Роберт Винкел из бюро Mei architects and planners: «Прежде всего мы строим для людей — не для архитекторов, дизайнеров». В этом смысле примечательна история трамвайного депо «Де Халлен» на западе Амстердама. Возведенное в 1901 году, оно закрылось в 1996-м. Местные жители выступали за причисление его к национальным памятникам. В 2005-м девелопер предложил снести здание и построить развлекательный центр, однако проект вызвал неодобрение в локальном сообществе и в итоге был отклонен. В 2010-м представили инициативу другого девелопера, но и она не нашла общественной поддержки. Тогда архитектор Андре ван Стигт, участвовавший в консультациях, вместе с местными жителями основал «Компанию по развитию трамвайного депо» (TROM), которая разработала новый проект, успешно утвержденный. Теперь в стенах бывшего депо находятся культурные и коммерческие предприятия.
Другой пример удачной реконструкции — бывшее здание Центральной почты в Роттердаме. Закрытое в 1992 году, оно пустовало более десятилетия. В наши дни здесь находятся офисы, магазины, кафе. Фасад деликатно обновили — одинарное стекло заменили на двойные стеклопакеты, алюминиевые рамы — на такие же по виду, но утепленные. Эта постройка считается одной из самых экологичных в Голландии: выделение углекислого газа удалось снизить на 40 процентов.
Новую жизнь может получить даже аэропорт: воздушная гавань Ипенбург была построена в Гааге в 1939 году и до закрытия в 1991-м успела побывать не только гражданским, но и военным аэродромом, а также королевским аэропортом для официальных делегаций. В конце 90-х терминал признали национальным памятником. В 2016-м закончилась реконструкция, позволившая сохранить внешний облик здания. Теперь здесь располагаются офисы, а подъездной дорогой служит бывшая взлетная полоса.
Под реконструкцию порой попадают и военные объекты. Например, амстердамские бюро RAAAF и Atelier de Lyon поработали над преобразованием «Бункера 599». Это сооружение изначально относилось к Новой голландской водной линии, созданной для защиты ряда городов путем затопления прилегающих территорий. Зодчие поступили смело — они буквально «прорубили» постройку насквозь: во‑первых, чтобы показать помещение, обычно скрытое от людских глаз. А во‑вторых, как отметили авторы проекта: «Нередко люди превращают исторические объекты… в неприкосновенные и бесфункциональные памятники. Этот бункер… стал символом прорыва через непоколебимую структуру, открывающим вид на 400 остальных объектов в ландшафте». После реконструкции «Бункер 599» вошел в реестр национальных памятников.
Голландские мастера успешно работают не только на родине, но и за границей. Среди представленных проектов — бывшее Немецкое подворье в Венеции, деликатно реконструированное бюро OMA (один из руководителей — знаменитый Рем Колхас). В городе, где каждый камешек пропитан историей, удалось воплотить в жизнь смелый, но не диссонирующий с архитектурной средой проект.
Опыт нидерландских специалистов может послужить хорошим импульсом для наших авторов. В России с историческими зданиями пока работают не столь успешно. Олег Рыжков, директор Центра изучения, сохранения и развития историко-культурных территорий Российского института стратегических исследований и руководитель секции «Сохранение культурного наследия» Санкт-Петербургского международного культурного форума, под эгидой которой выставка пройдет в ноябре в Санкт-Петербурге, пояснил:
— Нужно повышать компетенцию наших архитекторов, работающих со старыми зданиями. Сейчас преобладает прямолинейный подход: снесли, построили новое. И, конечно, необходимо «воспитывать» заказчика. Скульптура Микеланджело «Давид» не появилась бы без заказа властей Флоренции. Нам следует изменить менталитет заказчика, помочь воспитать тонкий вкус. Архитектор не должен «прогибаться», хотя на практике это сложно осуществить. Пока случаев, когда к старым зданиям отнеслись с любовью, не так много. Можно разве что вспомнить флигель «Руина» Музея архитектуры имени Щусева. А вот примеров удачной работы с промышленными постройками назвать не могу. Квартал фабрики «Большевик» реконструировали англичане, у них своя школа. Нам же стоит держаться собственных корней. А понять, что такое русская архитектурная традиция, и «продлить» ее в современность, можно только работая со зданиями, созданными предшественниками.