Звезды Востока

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.09.2018

Государственный музей Востока отмечает 100-летие со дня основания: в филиале институции, недавно отреставрированном павильоне № 13 на ВДНХ, стартовал проект «Рерихи. Сохраняя культуру». Здесь можно увидеть более трехсот произведений Николая и Святослава Рерихов, а также артефакты, связанные с талантливой семьей (например, дневники жены Николая Константиновича, Елены), плюс диковинки вроде монгольской юрты и тибетских икон. 

Сама выставка поддерживает сложившийся образ основателя династии: пророка, мистика, философа, искателя таинственной Шамбалы. Между тем первая половина жизни мэтра известна зрителям значительно хуже. А ведь Николай Рерих — один из важнейших деятелей Серебряного века, участник выставок объединения «Мир искусства». Подобно Коровину, Головину, Баксту, он ярко проявил себя в сценографии — в частности, создавал декорации для «Русских сезонов» Дягилева. И хотя замыслы не всегда воплощались с необходимой точностью, публика была в восторге. Один из французских журналистов писал: «Я не имею чести лично знать Рериха... Сужу о нем только по декорациям в Шатле и нахожу их чудесными... Все, что я видел в Шатле, переносит меня в музеи, на всем видно глубочайшее изучение истории, и во всем этом нет обыденщины, банальности и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика... С самого начала это сплошное очарование для глаз. Персидские миниатюры и индийские шали самых безумных рисунков, витражи Собора Парижской Богоматери или сад, полный гераниумами, в сумерках грозного дня, вот что напоминала мне эта поразительная картина».

Театральность и декоративность перекочевали и в живописные работы Рериха-старшего. Но главное — в них отразились его философские, мистические искания. Знакомый с сочинениями Блаватской, художник был не чужд оккультизма, как, впрочем, и другие деятели Серебряного века. В семье живописца увлекались «столоверчением» — спиритическими сеансами. Позднее интерес к «тонкому миру» принял более глобальный характер: Елена и Николай Рерихи создали учение Агни-йога, или Живая Этика — синтез эзотерических идей Запада и Востока. 

Подобные поиски принадлежали к интегральной традиции: потрясения XX века породили в людях европейской культуры недоверие к привычным ценностям. Сам Рерих в молодости обращался к славянским, дохристианским образам, его профессиональное становление пришлось на расцвет «русского модерна». Впрочем, и в зрелости из-под кисти маэстро выходили такие вещи, как «Добрые травы (Василиса Премудрая)» (1941) и «Terra Slavonica (Земля славянская)» (1943). Любопытно, что «панславянский» импульс был характерен для работ другого представителя модерна, правда, западного — Альфонса Мухи. Однако в итоге Рерих обратил взоры на Восток: именно там, по мнению разочарованных европейцев, оставался шанс прикоснуться к вечности. Так центральное место в творчестве Николая и Святослава Рерихов заняла Индия.

В экспозиции можно увидеть знаменитую гималайскую серию — более сотни красочных этюдов, созданных Рерихом-старшим. Хороши портреты, выполненные Святославом Николаевичем: в частности, знаменитое изображение его жены, актрисы Девики Рани — «первой леди индийского экрана» (1946). Или образ тибетского отшельника Карма Дордже (1934): автор впоследствии написал два повторения, в экспозиции представлен самый первый вариант. В поздних картинах Святослава Рериха противостояние европейской и восточной культур приняло вид аллегорий: таковы апокалиптические полотна «Мы сами строим свои тюрьмы» (1967) и «Ты не должен видеть этого пламени» (1968). Впрочем, порой мастер забывал о назидательной фигуративности и уходил в абстракцию, как в серии «Тонкий мир» (1980-е), где лаконичными средствами обозначены духовные поиски.

В творчестве Рериха-младшего обнаруживались и христианские мотивы: зрители могут увидеть редко экспонируемый холст «Христос с учениками» (1934). И все же главное место на выставке занимает Восток: изображения гималайских вершин и тибетских лам, а также уникальные документы экспедиции в Центральную Азию, предпринятой семьей Рерихов в 1920-е (в ней участвовал также старший сын Юрий). Все это — попытка европейца если не уничтожить стену между родной и чужой культурами, то, как минимум, бесконечно истончить ее.



Фото на анонсе: Антон Кардашов/mskagency.ru