Путешествие под гипнозом

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

03.08.2018

В ГМЗ «Царицыно» представили выставку «Гипноз пространства» — «воображариумы» от XVIII века до наших дней.

Проект — грандиозный «спектакль» из восьми актов. Режиссер Сергей Хачатуров с помощью сценографа Степана Лукьянова предлагает публике погрузиться в особую реальность — собственное воображение. В голове каждого посетителя должен сложиться пазл из богатого визуального материала (картин, офортов, инсталляций, видео) и сопроводительного текста. Подобная ситуация не слишком отличается от реального театрального опыта, ведь любая пьеса, опера или балет существует только для зрителя и завершается в его уме и сердце.

Хачатуров, специалист по архитектуре, сосредоточился на пространстве воображаемых миров. А также акцентировал аспект их создания, конструирования. В этом смысле сопоставление XVIII и XXI веков выглядит вполне оправданным. Три столетия назад в Европе царило Просвещение: люди верили в торжество разума, в возможность разъять действительность на составляющие и изучить под лупой. Нынешняя эпоха ознаменовалась не только победой науки, прогресса и высоких технологий, но настоящей цифровой революцией. И тогда, и сейчас иллюзии предстают рукотворным феноменом, будь то причудливые декорации Гонзаго или современные компьютерные игры. Чудо может быть сотворено — все во власти человеческой.

Побег из повседневности в сказку, мечту — событие радостное, а значит, и рассказывать о нем надо весело, с карнавальным блеском. Павильон «Марс атакует», открывающий выставку, настраивает на несерьезный лад. Здесь показан офорт «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» Джованни Баттиста Пиранези. Знаменитый мастер архитектурных пейзажей вообще стал главным героем экспозиции. Его работы красной нитью проходят через весь спектакль. Это не случайность: итальянец вошел в историю как отец жанра «бумажная архитектура». Он мало строил, зато много фантазировал — мрачная серия «Темницы» повлияла на многих художников и философов. Кроме того, Пиранези слыл археологом и любителем древности. Благодаря его гравюрам мы знаем, как выглядели античные руины в XVIII веке. Правда, «План Марсова поля» — это попытка реконструкции утраченного вида, помноженная на буйную фантазию маэстро. В данном случае зритель может справедливо усомниться в аутентичности. Как замечают организаторы, график изобразил футуристичные космодромы, а вовсе не место военных и гимнастических упражнений древних.

Второй акт, озаглавленный Opera seria («Серьезная опера»), начинается с театра XVIII века. Здесь зритель знакомится с творчеством сценографа Джузеппе Галли-Бибиены, представителя знаменитой итальянской династии декораторов. Рядом — офорты Иоганна Освальда Хармса, запечатлевшего оформление балета «О встрече и движении семи планет» (XVII век). Это своеобразная премьера: коллекция старинных гравюр, хранившаяся в «Царицыно», была «открыта» организаторами экспозиции — листы впервые представлены публике.

В современность погружает зал, заполненный произведениями 20-летнего художника Владимира Карташова. Его панели с монстрами из компьютерных игр (например, World of Warcraft) перекликаются с висящей по соседству работой барочного сценографа Джузеппе Валериани. Подобные параллели — отличительная черта проекта. Например, в разделе «Темницы» можно увидеть не только графику Пиранези, но и офорты Александра Бродского и Ильи Уткина, знаменитых представителей отечественной школы «бумажной архитектуры». А также инсталляцию Марины Алексеевой «Голем» (2004) с использованием голограммной проекции. В зале «Руина», погружающем в тоску о прошлом, творения Пиранези соседствуют с работой «Меланхолия одиночества» (2018) молодого художника Филиппа Шейна — сценографией к пьесе Эжена Ионеско «Стулья». Здесь, кстати, зрителей ждет еще одна премьера — впервые атрибутированный лист Густава Георга Энднера, художника-энциклопедиста.

В целом выставка привлекает не только концептуальной стройностью, но и подбором экспонатов. Где еще одновременно увидишь масонский фартук XVIII века, эскиз сценографа Петра Вильямса и мини-оперу в исполнении артистов театра «Июльансамбль», записанную на видео? Все это переплетено невидимыми нитями: организаторы верят, что культуре важно оставаться живой, а не превращаться в архив. Показанный в «Царицыно» уход в воображаемые миры — это вызов скучным будням. Причем в борьбе с повседневностью, как доказывает выставка, все средства хороши.