05.07.2018
После поражения Франции в войне против Пруссии, воцарения Третьей республики, кровавого разгрома Парижской коммуны и начавшихся репрессий многие живописцы — в том числе Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей — поспешили перебраться на берега Туманного Альбиона. Мастера пересекли Ла-Манш в надежде на заработки, которых лишились после выпавших на страну потрясений. Франция переживала кризис, тогда как британский капитализм — бурный подъем и у местных «олигархов» проснулся интерес к искусству. Кроме того, художники-изгнанники рассчитывали на помощь видного парижского маршана Поля Дюран-Рюэля, открывшего в Лондоне собственную галерею.
Наконец, зыбкий туман, в который был погружен город, как нельзя лучше подходил манере и вкусам импрессионистов. На британском пленэре их палитра обогатилась новыми красками.
В поисках клиентов живописцы обратились к городским пейзажам, жанровым сценам, портретам и т.д. В общей сложности только Клод Моне, в ту пору еще бедный и неизвестный, написал более сотни работ с видами Темзы и ее набережных, Парламента, мостов и других достопримечательностей английской столицы.
Тем не менее во время первого пребывания в Лондоне Моне не продал ни одной картины. Успех к нему пришел только в 1872 году после того, как он представил работу «Впечатление. Восходящее солнце». Зато через двадцать лет британские мотивы оказались востребованы. Поэтому в самом конце XIX века Моне совершил новое паломничество в Лондон, где писал бесконечные виды Темзы прямо из окна гостиницы «Савой».
Моне, Писсарро, Сислей не сразу получили признание в Англии, зато успех сопутствовал их менее известным товарищам по цеху. Прежде всего это относится к Джеймсу Тиссо, который быстро вписался в лондонскую жизнь, стал «своим». Его популярности ничуть не мешали даже прошлые симпатии к коммунарам. С учетом британских вкусов он сделал имя на работах, посвященных будням и праздникам высшего общества викторианской эпохи: балы, концерты, светские рауты, прогулки на речных пароходах, портреты знати и буржуазии. Неожиданную популярность завоевал и молодой скульптор, бывший коммунар Жюль Далу.
Наделенный незаурядным бизнес-чутьем, другой известный галерейщик Амбруаз Воллар понял, что британский арт-рынок открывает широкие возможности не только для продукции импрессионистов. В начале минувшего столетия на арену вышли фовисты во главе с Анри Матиссом.
Воллар остановил выбор на молодом художнике Андре Дерене, которого считал наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Он профинансировал его поездки в Лондон в 1905-1906 годах и заказал ему те же виды, что некогда писал Моне. Расчет оказался верным. В дальнейшем Дереном увлекся великий коллекционер Сергей Щукин, купивший шестнадцать картин фовиста.
Экспозиция продлится до середины октября 2018 года.