Гол на выдумки хитер

Татьяна СТРАХОВА Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

21.06.2018

К «футбольной лихорадке» подготовились не только рестораны и спортбары: россыпь тематических выставок представили столичные музеи. Некоторые не ограничились новыми экспозициями и добавили в «меню» экскурсии для поклонников спорта или возможность бесплатного посещения по паспорту болельщика. «Культура» рассказывает о самых интересных экспозициях.


ГМИИ им. А.С. Пушкина

Музей встречает мундиаль камерным проектом «Родченко и Степанова. Футбол». Выбор персоналий не случаен: ГМИИ обладает крупнейшим фондом творческого тандема, полученным в дар от наследников в 1992 году. В 20-е тема спорта была невероятно актуальна: с помощью картин и плакатов физкультурой призывали заниматься всех, от мала до велика. Сам Александр Михайлович любил футбол: к связанным с игрой сюжетам мастер обращался на протяжении нескольких десятилетий, так что на примере показанных работ можно проследить эволюцию стиля. В экспозиции представлены черно-белые фотографии — знаменитые физкультурные парады, проходившие на Красной площади (1932). Снимки сделаны в фирменном стиле мэтра: геометричность, сложные ракурсы. Совсем иные вещи — выполненные акварелью и маслом. Вообще, Родченко-живописец не слишком известен публике — за исключением ранних абстрактных работ. Музей показывает поздние произведения — фигуративные, гротескные. Здесь нет энтузиазма 1920-х: скорее, недоумение перед мирозданием и попытка разобраться в себе.

С одним из ранних графических листов художника («Чемпион РСФСР». Из серии «Французская борьба», 1919) перекликаются эскизы Варвары Степановой — проекты мужского и женского спортивных костюмов. Эти рисунки хорошо известны зрителям.

Праздник футбола не ограничивается экспозицией: организованы экскурсии, рассказывающие о том, как относились к физической культуре в античности. Билеты можно приобрести на сайте.


Институт русского реалистического искусства

Накануне чемпионата музей решился на нетипичный для себя шаг: открыл фотовыставку «Спорт — это искусство». Работы предоставили также Мультимедиа Арт Музей и Центр фотографии имени братьев Люмьер. Зрители смогут увидеть легендарных футболистов: Пеле, Алексея Хомича, Валерия Лобановского, Льва Яшина. А также безымянных героев любимой игры. Например, Сергей Васин запечатлел неизвестного голкипера, взмывшего в воздух в попытке поймать мяч («Вратарь». Конец 1940-х). А Сергей Болдин «поймал» детей на футбольном поле — возможно, будущих звезд («Наследники Яшина», 1980-е). Впрочем, публике показали и другие виды спорта — от бокса до прыжков в воду. Последние сюжеты были коньком Льва Бородулина, любителя необычных ракурсов и «наследника» Родченко. Бородулин почувствовал интерес к репортажу еще ребенком, когда побывал в гостях у одного из пионеров советской светописи — Николая Свищова-Паола. Последний прославился не только тонкими психологическими портретами (от нищих до Александра Вертинского), но и снимками моделей в образе античных богов: вполне в духе 1920-х.  Бородулин, принадлежавший другому поколению, впитал опыт классика, сумев, однако, найти собственный стиль. На выставке можно увидеть работу «Экспрессия» (1950-е): напряженное лицо спортсмена, взятое крупным планом. Или кадр «Из лука» (1956): девушка, целящаяся в мишень. Эти вещи отличает тонкий психологизм. Есть и многофигурные композиции, тщательно выстроенные. В частности, фото «Подмосковный Куршавель» (1950-е): фигурки лыжников на снегу заставляют вспомнить картины Брейгеля. А «Спортивный орнамент» (1956) из обручей, поднятых над головами гимнасток лишний раз доказывает, что репортажи с турниров и физкультурных парадов — настоящее искусство. У посетителей с паспортом болельщика есть шанс увидеть фотографические шедевры абсолютно бесплатно.



Новая Третьяковка

Чемпионат мира по футболу галерея встретила во всеоружии. Из запасника достали всевозможные спортивные снаряды, разумеется, нарисованные или отлитые в бронзе. На выставке «Футбол и не только» можно найти хоть мяч, хоть шест, а то и мотоцикл. Главным образом — в произведениях скульптуры: это своего рода бенефис советских ваятелей, незаслуженно забытых в сравнении с живописцами.

Оказалось, что многие мастера, как в эпоху Ренессанса, успешно совмещали разные виды искусств. Прежде всего Александр Дейнека, некоронованный король спортивной темы в СССР. В доказательство — экспрессивный холст «Вратарь» (1934), витраж «Баскетбол» и две динамичные скульптуры под названием «Футболисты» — в дереве и на медном рельефе. А главное, знаменитый автопортрет: немолодой художник позирует в распахнутом халате, будто готовясь выйти на футбольное поле. Это и ответ парадным портретам «царской» эпохи, и подтверждение собственной отличной формы, и агитация за здоровый образ жизни, которым так гордилась страна.

Вдохнуть воздух эпохи полной грудью позволяет то обстоятельство, что «околофутбольные» экспонаты не сосредоточены в одном зале, а разбросаны по залам постоянной экспозиции, даже холлам Новой Третьяковки. Хранящаяся на Крымском Валу гигантская коллекция искусства ХХ века позволила вывести из тени забвения много имен. Первое из них — Иосиф Чайков, кстати, автор еще одной известной композиции «Футболисты»: шедевр скульптуры 1920-х стал эмблемой советской игры с мячом, украсив переходящий кубок чемпионата СССР, а позже — кубок чемпионата России. Вслед за Чайковым, создавшим виртуозный «Прыжок с шестом» и непримиримых «Хоккеистов», необычные пластические решения находили Аделаида Пологова («Пловчиха»), Владимир Вахрамеев («Ольга Корбут»), ориентированный на древнегреческую эстетику Михаил Переяславец («Марафон»), верный динамизму начала ХХ века Яак Соанс («Гонка по песчаной дорожке») или сегодняшний лидер исканий в скульптуре Александр Рукавишников («Инструктор карате В. Пак»).

Новая Третьяковка подготовила и другие подарки. В частности, стартовала серия занятий «Лето футбола»: тематические экскурсии по постоянной экспозиции «Искусство XX века», выставкам «Футбол и не только» и «Искусство 2000-х» и тренировки в парке «Музеон» (три занятия — на английском языке). Представлен для скачивания бесплатный аудиогид, посвященный теме спорта в советском и российском искусстве: его озвучил комментатор Виктор Гусев. И конечно, по паспорту болельщика можно бесплатно попасть на выставки (кроме «Василий Верещагин») и постоянную экспозицию.



Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Здесь к футбольному празднику подготовили увлекательный рассказ о спортивных аренах — как старых, доставшихся в наследство от СССР, так и ультрасовременных, возведенных специально к мундиалю. Анфиладу здания МУАР заполнили огромные архитектурные чертежи, макеты, фотографии реализованных проектов: вот стадион «Динамо», спорткомплекс в Лужниках, а там ленинградский «Стадион имени Кирова» и другие сооружения, поражавшие современников размахом и оригинальностью решений. В их архитектуре воплощены самые смелые и актуальные тенденции той эпохи. 

Исторический раздел проекта «Архитектура стадионов» убеждает, что к строительству спортивных арен подходили весьма серьезно, не экономя и не пасуя перед сложнейшими инженерно-техническими задачами. К проектированию спортансамблей привлекались выдающиеся советские зодчие-новаторы: Николай Ладовский, Дмитрий Иофан (брат автора Дома на набережной), Николай Колли, Александр Власов и многие другие. Через виртуозные рисунки, чертежи, аксонометрию, аэрофотосъемку можно проследить эволюцию различных типов сооружений, их многообразие и органическую связь с классическими образцами, восходящими к античности, например, римскому Колизею. Замыслы и свершения архитекторов развивались поступательно от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком до многофункциональных комплексов эпохи модернизма.

Особая ценность выставки в том, что наряду с воплощенными проектами МУАР показал и такие, которые остались лишь на бумаге. Музей хранит уникальный фонд материалов, очертивших историю строительства и проектирования стадионов в СССР и России на протяжении почти ста лет. Ранее не выставлявшиеся, эти свидетельства эпохи заново открывают особенности хорошо известных спортивных сооружений по всей стране, включая столицы союзных республик — Ереван, Киев, Минск, и проливают свет на забытые главы в истории их возведения.

Так, немногие знают, что на месте нынешнего ансамбля МГУ имени Ломоносова мог бы находиться грандиозный комплекс для атлетов. В начале 1920-х был спроектирован Стадион на Воробьевых горах, чуть позже с изменением топонима получивший название «Международный Красный стадион (МКС) на Ленинских горах». Дерзкий замысел не был воплощен, но МКС вошел в историю как пример яркой, новаторской архитектурной мысли.

В целом современные стадионы — феномен XX века, их вызвал к жизни рост популярности спорта. Сегодняшние сооружения, возможно, не поражают воображение новизной — типология стадиона устоялась, как отмечает куратор выставки Марк Акопян. Вместе с тем совершенствование стройматериалов и внедрение информационных технологий позволили воплощать в жизнь практически безграничные возможности дизайна. Современный раздел выставки пояснил актуальные черты в архитектуре на примере новых арен, построенных в России к ЧМ по футболу – 2018. Помимо макетов, проектов и фото, а также тактильных копий исторических стадионов, разработанных в МУАР для людей с ограниченными возможностями восприятия, в экспозицию включены сведения о лучших сооружениях, возведенных за рубежом к недавним международным турнирам. В рамках выставки проходят тематические лекции, а также экскурсии, в том числе на языке жестов.