Кто вы, мистер Бэнкси?

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

07.06.2018

В Центральном доме художника стартовал проект «Бэнкси: гений или вандал?». Около ста работ современного английского автора, настоящее имя которого до сих пор остается неизвестным, впервые привезли в Москву.

Banksy прославился как звезда, провокатор, анархист, а также хитрый делец, успешно монетизировавший славу. Начинавший с граффити и муралов, он давно шагнул в пространство галерей: загадочный британец с удовольствием стирает границы между массовым и элитным искусством, художественными и политическими высказываниями, пафосом и иронией. Его месседж универсален и почти всегда социально «заряжен». Скажем, одно из «произведений» — гостиница The Walled Off Hotel, расположенная в Вифлееме, с видом на огромную стену, разделяющую Палестинскую автономию и Израиль, — намек на то, что в современном мире по-прежнему слишком много боли и нерешенных проблем.

Анонимность английского творца — не просто возможность избежать конфликта с властями (уличное искусство нередко считают вандализмом), но и один из краеугольных камней маркетинговой стратегии. Скорее всего, художник появился на свет в Бристоле. Согласно популярной версии, под псевдонимом скрывается уроженец города Робин Каннингем. Если верить более смелому предположению, легенда стрит-арта — музыкант из группы Massive Attack Роберт Дель Ная. В целом линия поведения, выбранная загадочным мастером, не уникальна. Можно вспомнить Виктора Пелевина, много лет избегающего публичности: правда, фотографии автора «Generation «П» все же изредка просачиваются в прессу. Бэнкси тщательнее охраняет прайвеси: он появляется в собственной документальной ленте «Выход через сувенирную лавку» (2010), однако так и не показывает лицо. Этот фильм позиционируется как рассказ о странноватом французе Тьерри Гетта, живущем в Лос-Анджелесе. Друживший с граффитистами, он по совету Бэнкси попробовал себя в качестве художника. Масштабная дебютная выставка «Жизнь прекрасна» собрала тысячи зрителей. В итоге творческая судьба новоявленной звезды, взявшей псевдоним Mr. Brainwash, сложилась вполне удачно. В частности, в 2009 году Тьерри создал обложку для альбома Мадонны Celebration.

Лишь немногие приняли кино за чистую монету. Один из критиков предложил термин prankumentary, то есть фильм-розыгрыш, насмешка. Похоже, мало кто сомневается, что произведения чудаковатого Mr. Brainwash выполнены командой бристольца. Впоследствии Бэнкси вновь продемонстрировал тягу к масштабным акциям, когда вместе с 50 коллегами открыл Dismaland (от английского dismal — мрачный, угнетающий), — парк аттракционов, где персонал был подчеркнуто нелюбезен, а развлечения отдавали черным юмором и заставляли не радоваться, а грустить.

Впрочем, «пранки» загадочного художника — не только забава, но и своеобразная лакмусовая бумажка. В 2013-м граффитист целый месяц гостил в Нью-Йорке: каждый день на улицах города появлялась новая работа. Публика словно сошла с ума, некоторые владельцы зданий закрашивали творения, ликвидируя последствия «вандализма». Иные пытались вырезать кусок стены, чтобы затем продать подороже. Иногда рисунки портили другие художники, они считали, что имеют право на «комментарий». Даже появлялись враждебные надписи: «Banksy go home!». Но город пережил нашествие «варвара», почти все граффити и инсталляции бесследно исчезли. Те, что впоследствии оказались на арт-рынке, как ни странно, покупались неохотно. Фильм, снятый об этой акции, получил название «Бэнкси уделывает Нью-Йорк» (2014), однако на самом деле непонятно, кто в итоге остался победителем. Кстати, сам художник с удовольствием иронизирует над состоянием современного общества, и в частности искусства. В ленте есть эпизод, где картины англичанина анонимно продаются прямо на улицах города всего за 60 долларов. Покупки делают случайные люди, которые хотят порадовать детей или просто украсить новый дом. Они не подозревают, что перед ними вещи, стоящие сотни тысяч. К вечеру не удается реализовать и половины работ: общая выручка — чуть больше 400 долларов. Чего стоит самый успешный автор, если его лишить бренда, словно спрашивает мастер.

И вот икона стрит-арта — в Москве. Зрителям представили своеобразный дайджест творчества бристольца: экспонатами поделились галерея Lilley Fine Art, несколько современных музеев, а также коллекционеры. Залы ЦДХ превратили в большой лабиринт с темными стенами, произведения развесили тематическими блоками: критика полиции (фигурка полисмена со смайликом вместо лица), общества потребления (леопард, вырвавшийся на свободу из клетки, напоминающей штрих-код), политики (Черчилль с зеленым ирокезом) и неутихающих войн (вертолет со смешным розовым бантом). Публика увидит многие знаковые вещи: десятифунтовые банкноты с портретом принцессы Дианы, фото из Dismaland и образцы стрит-арта, портреты иконы 90-х Кейт Мосс, сделанные в духе уорхоловской Мэрилин Монро, и, конечно, один из самых знаменитых рисунков — девочка, выпускающая воздушный шар в виде красного сердца.

Бэнкси удивительным образом позволяет себе критиковать политкорректность и через мгновение отвешивать ей реверансы. Можно, подобно некоторым скептикам, обвинить его в лицемерии, но на самом деле это чистый постмодерн, где органично сосуществуют игра, критика игры и критика критики игры. Здесь возможно что угодно — в том числе коммерциализация бунта. Музыкант Goldie однажды метко заметил: «Напишите граффити-шрифтом на футболке «Бэнкси» — и все, готово, можно продавать». На открытии московского проекта подобные надписи наносились на глазах у зрителей. Очередь выстроилась внушительная.



Фото на анонсе: Кирилл Зыков/mskagency.ru