А, вот уже ответили... Ну, здравствуй, — это я!

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.12.2013

Оценить прекрасное прошлое эпохи телефонной связи, а также погадать о ее будущем предлагает выставка «Алло, музей?», открывшаяся 5 декабря в музейно-выставочном комплексе «Рабочий и колхозница».

— Алло, Центральная? Барышня, вы меня слышите? Нет?

Отбой.

Примерно так закончилась бы сегодня попытка позвонить с какого-нибудь из ретро-аппаратов, показанных на выставке. Впрочем, стеклянные стенды и молчаливая серьезная охрана напоминают, что перед нами уже не гаджеты, а экспонаты. Из внушительной коллекции, включающей в себя две тысячи аппаратов, столичный Музей истории телефонов представил более двух десятков. Большую часть экспозиции занимают образцы далекого прошлого — от первого аскетичного телефона, придуманного Александром Беллом (единственная копия, остальные аппараты на выставке — оригиналы), до дорогих предметов интерьера (1890-х–1920-х годов) с резьбой, инкрустацией и завитушками, несущих на своем облике печать господствовавшей на рубеже столетий Belle Epoque. В первое время телефон был крайне дорогой игрушкой — месячное обслуживание могло обойтись абоненту, как роскошная шуба. При этом человеческое воображение настоятельно требовало соотнести диковину с привычными для глаз предметами, поэтому некоторые аппараты получали шутливые прозвища — «Скелет», «Эйфелева башня», «Кастет», «Копыто».

Постепенно декоративная составляющая стала отходить на второй план, хотя и во второй половине двадцатого века появлялись аппараты с удачным дизайном, созданные, однако, в утилитарных целях. Так, телефон, изготовленный для вооруженных сил США (1950), своей блестящей гладкой металлической поверхностью напоминает военный истребитель. Или другой пример — пластиковые трубки конфетных расцветок с вмонтированными дисками (1970): изобретенные для тяжелобольных людей, они стали предшественниками современных переносных домашних трубок. Есть на выставке и знакомые пузатые советские телефоны (1962 и 1965 годов), уже предельно функциональные — их, правда, «очеловечивает» такая милая особенность, как буквы, — напоминающая нам о знакомых по литературе и кино старомодных «гибридных» номерах, исчезнувших в Союзе к 1968 году. И хотя сделать телефоны удобными пытались практически с момента их появления (для Нью-Йоркской фондовой биржи, например, в 1930-м году был создан аппарат с двумя трубками), пик практичности, пожалуй, пришелся на последние годы. Нынешние мобильники уже настолько функциональны и эргономичны, что не требуют нажатия кнопок. Да и сами по себе это не телефоны в чистом виде, а коммуникаторы, позволяющие общаться с миром множеством способов. Впрочем, традиционная телефония пока исчезать не собирается.