Выйти за раму

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.05.2018

Институт русского реалистического искусства представил выставку «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Более 60 полотен — Александра Дейнеки, Игоря Грабаря, Павла Кузнецова, Таира Салахова и других классиков — весь прошлый год путешествовали по России: побывали в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке и наконец добрались до Москвы. 

Причем ИРРИ совместно с Третьяковской галереей отправили в турне отнюдь не проходные работы. Скажем, в экспозиции можно увидеть знаменитую картину Дейнеки «На балконе» (1931): легкую по настроению вещь, в которой заметно влияние немецкого экспрессионизма. Мастер написал ее буквально за один день. Дважды побывавшая на Венецианской биеннале — в 1932-м и 1995-м — она, как поясняет экспликация, считалась любимой картиной мэтра и вплоть до его смерти висела в квартире на Большой Бронной.

Творчество Таира Салахова тоже представлено шедевром — полотном «Гладиолусы» (1958): яркие цветы в вазе у распахнутого окна стали символом «оттепельных» надежд. Знаменитое «Ожидание» 1959 года (натюрморт «Телефон на столе») другого классика, Юрия Пименова, совсем иное по настроению — грустное и меланхоличное. Впрочем, выставка — не «окрошка» из хитов: произведения, включенные в экспозицию, объединены общей темой. Образ окна, ставший лейтмотивом, раскрывается подробно: это своеобразная граница — между своим и чужим, жизнью и смертью, сном и явью. К подобным сюжетам художники обращались на протяжении веков. Некоторые, как великий Вермеер, изображали камерные сценки, разворачивавшиеся в комнатах. Улицы на картинах нет — о ней напоминают лишь разноцветные лучи солнечного света, проходящие через оконные витражи. Возможно, художник хотел показать: самое важное происходит здесь и сейчас, между безымянными героями. Мастера Возрождения, писавшие парадные портреты, напротив, нередко стремились запечатлеть пейзажи: странные, с непривычной для современного зрителя перспективой, почти космические — лишенные бытовых деталей и обращенные в вечность.

Картины отечественных художников, показанные на выставке, — слепки сменявших друг друга эпох. Образ окна в названии проекта метафоричен: полотна разворачивают перед зрителями панораму русской жизни. Кто-то заново откроет для себя Дмитрия Налбандяна — не только официального живописца, автора портретов генсеков, но и создателя лиричных натюрмортов («Раннее утро», 1981). Или удивится не совсем типичному холсту Гелия Коржева — «Семья» (1951), на котором изображены молодые родители у кроватки ребенка. Эта светлая по настроению вещь совсем не похожа на поздние работы Коржева, полные угрюмой тоски. Произведение Александра Лабаса «В поезде» (1934) — подарок для тех, кто ценит в мастере футуристичность, устремленность в будущее, в сочетании с легкой меланхолией. Игра оконных отражений на линогравюре бывшего ректора МГАХИ им. Сурикова Льва Шепелева, едва видимый из-за сирени дом на картине Юрия Кугача, медитативная веранда, запечатленная Виктором Цыплаковым... Где-то очевидно влияние старых мастеров (Василий Яковлев, «Деревня Свистуха», 1947), иной раз творение имеет «французистый» вид (Павел Кузнецов, «Помидоры в корзине», 1953), однако изображенная страна — Россия — угадывается безошибочно.