AZбука классика

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.04.2018

Музей AZ отмечает трехлетие: в Москве открылся масштабный смотр «Зверев-GALA», а в конце мая во Флоренции планируется представить первый зарубежный проект. 

За время существования частная институция подготовила шесть выставок. Каждая становилась событием — эстетские, изобретательные, они включали в себя не только работы «гения места», но и творения других авторов, нередко современных. При этом организаторы тщательно отбирали экспонаты, стараясь не «перегружать» пространство. В этот раз подарок публике оказался щедрым: почти 300 картин и рисунков Анатолия Зверева, среди которых впервые демонстрируемые иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Гоголя (дополненные анимационным фильмом Михаила Алдашина). Конечно, это лишь малая часть коллекции (всего в фондах хранится более 1500 произведений Зверева), однако для погружения во вселенную неприкаянного мастера вполне достаточно.

По словам Сергея Соловьева, искусствоведа и редактора издательского проекта музея, главная задача — рассказать о теме человека в творчестве мэтра. Не случайно львиная доля работ на первом этаже — автопортреты. Пристально вглядываясь в собственное лицо, художник создавал вещи, демонстрировавшие разнообразие подходов и техник. Где-то Зверев предстает в виде стильного юноши с бородкой — почти хипстера, в другой раз — натягивает вангоговскую ушанку, а иногда странно таращится, словно циклоп, из полуабстрактной картины («Автопортрет с одним глазом»). Все эти экзерсисы — попытка отрефлектировать бытие живописными методами, а заодно отыскать свою нишу в переменчивом искусстве XX века.

Те же поиски отражены и в ликах зверевских красавиц, представленных на втором этаже. Два года назад публике показывали отдельную выставку, посвященную музам художника. Теперь работы, в том числе и портрет арт-директора музея Полины Лобачевской (с этой картины началась коллекция Наталии Опалевой, основательницы собрания), вывешены своеобразным иконостасом (безусловно, светским). Здесь можно обнаружить изображения возлюбленной живописца — Оксаны Асеевой, а также портреты дочерей коллекционера Георгия Костаки — Инны, Наташи и Лили.

По соседству — знаменитые «почеркушки»: жанровые зарисовки, сделанные в основном в парке «Сокольники», куда мастер в 60-е устроился маляром. Эти рисунки позволяют многим искусствоведам проводить параллели с Ван Гогом. Действительно, графика Зверева, сделанная в другой стране, через полвека, удивительно напоминает наброски голландского мастера. И все же наш автор более лаконичен: его эскизы, очищенные от всего лишнего, приближены к знакам — в отличие от подробных зарисовок Винсента. К тому же отечественный художник постоянно находился в поиске: на выставке можно увидеть вещи, словно вдохновленные экспрессионизмом, или, наоборот, предельно реалистичные, будто созданные кем-то из «официальных» авторов.

Другие нетривиальные работы — пейзажи: на некоторых изображены церкви — например, Новодевичий монастырь. Эти произведения, по словам Сергея Соловьева, своеобразный оммаж экспозиции «Дорога к Храму», представленной в прошлом году в Музее русской иконы. Символ креста встречается и на других картинах — в частности, в супрематических вещах, показанных на третьем этаже. Интерес художника к авангарду организаторы исследовали в 2017-м в проекте «Игра». С одной стороны, в экспериментах Зверева ощущается влияние наследия 1920-х: с работами грандов мастер мог быть знаком через Георгия Костаки, с которым дружил. С другой — мэтр так никогда и не перешел на сторону абстракции, заняв некое промежуточное положение. И дело не в нерешимости Зверева, жившего, подобно проклятым поэтам, на разрыв аорты. Философы XX столетия решительно развенчали фигуру мыслящего субъекта: из центра вселенной он превратился в набор дискурсов, штампов и идеологем. Художники последовали за учеными: они не стремились раскрыть душу героя, а все больше исследовали формальную сторону живописи. В этом смысле Зверев оставался ретроградом — тонко чувствующим, своевольным: человеком рубежа XIX–XX веков, который из-за капризов судьбы появился на свет в чужую холодную эпоху.