ГИМ Освободителю

20.04.2018

Татьяна СТРАХОВА

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

В Государственном историческом музее открылась выставка «Александр II Освободитель. 200 лет со дня рождения». Выдающийся реформатор, издавший манифест об отмене крепостной зависимости крестьян, представлен здесь прежде всего человеком.

По словам заместителя директора Тамары Игумновой, три четверти экспонатов ГИМ ранее никогда не показывал. Хотя некоторые предметы, связанные с царем, — из постоянной экспозиции. Например, подушка из кареты, на которой государя перенесли в Зимний дворец после рокового взрыва 1 марта (ст. ст.). Вообще, Исторический музей — самое верное место для проекта в честь Александра II, значимостью деяний сопоставимого ни много ни мало с Петром I. Двух этих императоров, разделенных столетием, роднит и место рождения. После Петра его прапраправнук — единственный из правителей династии Романовых, родившийся в Москве. Однако в Кремле не сохранились ни Малый Николаевский дворец, где появился на свет великий князь Александр Николаевич, ни возведенный много позже монумент Царю Освободителю, архитектурным решением напоминающий  мемориал принца Альберта в Лондоне.

ГИМ выставил обширный исторический материал, начиная от портретов многочисленных родных императора вплоть до автографов Софьи Перовской и Андрея Желябова — казненных руководителей «Народной воли», организаторов покушений на государя. От роскошной парадной упряжи для коронационного выезда, отреставрированной к выставке, до изображений временного мемориала на месте цареубийства, где впоследствии был выстроен храм Спаса на Крови. От крошечного гусарского ментика, сшитого для младенца Александра, до «счастливого мундира», в котором он пережил первое посягательство на жизнь в 1866 году. И от фарфора с детскими портретами цесаревича — до памятного крестика, сделанного из разбитого стекла царской кареты после рокового 1 марта... А среди многочисленных предметов униформы, принадлежавших самому Александру и членам его семьи, не хватает лишь самого знакового мундира, изорванного и залитого кровью: его хранит Эрмитаж. В форме офицера лейб-гвардии Саперного батальона император совершал последнюю поездку по Петербургу, когда, покинув карету после первого взрыва невредимым, счел своим долгом подойти к раненым казакам из охраны. Никто не подозревал, что на набережной Екатерининского канала стоит еще один террорист: бомба, брошенная Гриневицким, нанесла смертельные ранения. Истекающий кровью самодержец попросил отвезти его во дворец, чтобы «там умереть»...

Фото: Андрей Любимов/mskagency.ruВ экспозиции показан перелом в истории: недосягаемый «помазанник Божий» постепенно превращался в частного человека, готового даже на морганатический брак. Фотографии, карикатуры словно вытесняют строгие живописные портреты и нежные акварели эпохи ампира и романтизма. Жизнь, протекавшая среди роскоши и велеречивой пышности, вопреки надеждам оказалась полной трагедий и противоречий. Так, к смерти малолетней дочери добавится безвременная кончина старшего сына, цесаревича Николая Александровича, на которого семья Романовых возлагала большие надежды. Отсюда протянется линия к потрясениям ХХ века: невеста усопшего наследника стала женой его брата и матерью будущего Николая II.

Личные фотографии, памятные предметы призваны «очеловечить» царствующую особу: на большом полотне «Любимцы императорской семьи» художник Швабе в свое время изобразил свору собак, живших во дворце. К слову, овчарка по кличке Казбек вошла и в историю русско-британских отношений. В молодости Александр, путешествуя по Европе, добрался до Лондона и очаровал королеву Викторию, в тот момент еще незамужнюю. Пылкость цесаревича и благосклонность августейшей девицы испугали окружение великого князя: брак, о каком мечтали бы многие принцы, был немыслим для наследника русского престола. В итоге Александр распрощался с Викторией, подарив ей поцелуй, альбом и собаку.

В зале Балканской кампании на почетном месте — поверх карты «Театра войны с Турцией» — офицерская каска императора и складной кожаный стул, «служивший Его Величеству часть времени войны», как гласит надпись на медной табличке. Сабля с гравировкой «За храбрость», которую после падения Плевны офицеры Сводного Гвардейского отряда Почетного конвоя поднесли государю, была со своим владельцем и в последний день жизни. Но более всего благодарную память доносит бережно сохраненная реликвия 1861 года. Гусиное перо заключено в скромную деревянную рамку с надписью об историческом событии — заседании «Государственного совета под личным председательством Государя Императора об упразднении крепостного права».

Фото: Андрей Любимов/mskagency.ruЮбилей Освободителя отметят и в Российской государственной библиотеке, в основе которой — Румянцевский музей, лично открытый императором в 1862 году в Первопрестольной. Щедрый меценат и первый даритель музея, самодержец преподнес ему коллекцию живописи, в том числе полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Выставка разместится в том самом Ивановском зале, где прежде висела великая картина. Библиотека с ее богатейшими фондами очертит широкую панораму культурной жизни александровской России. Особо подчеркнута роль царя: он открыл памятник 1000-летию России в Новгороде, основал Русское историческое общество, дал «зеленый свет» новаторской Политехнической выставке, из которой в дальнейшем выросли Исторический и Политехнический музеи — по сей день крупнейшие просветительские центры.

Идея проекта РГБ «Император Александр II. Воспитание просвещением» почерпнута у поэта Василия Жуковского, наставника цесаревича. В основу разработанной им системы образования легли гуманистические убеждения, переданные августейшему ученику: «...Народ без просвещения есть народ без достоинства... Могущество государя — не в числе его воинов, а в благоденствии народа».



Фото на анонсе: Евгения Новоженина/РИА Новости


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть