19.04.2018
Проект приурочен к 80-летию мастера, ушедшего из жизни в прошлом году. Название выставки «А я иду, шагаю по Москве» прямо указывает на лейтмотив творчества знаменитого известинца. Изображения Белокаменной действительно преобладают в экспозиции: от Всемирного фестиваля молодежи (1957) до беспокойных 90-х и даже начала 2000-х. Один из позднейших снимков — музыкант с инструментом за плечами (скорее всего, контрабасом). Огромный чехол занимает половину кадра, выдавая тягу автора к гротеску. А также демонстрируя умение Ахломова замечать в повседневном любопытное и смешное. Подобные качества роднили его с западными грандами стрит-фотографии. При этом наш маэстро творил в оптимистичной «оттепельной» манере, общей для других отечественных мэтров — Владимира Лагранжа, Всеволода Тарасевича. Взгляд Виктора Васильевича фокусировался на курьезном, но не обидном: как и многие таланты той эпохи, он не хотел ставить героев в неловкое положение. Ахломов, вспоминают коллеги, обладал легким характером, не знал зависти или злобы. Добрый, чуть-чуть ироничный, неравнодушный: все это хорошо видно по его снимкам.
На выставке показаны работы разных жанров. Есть всем известные кадры — вроде молодежи с гитарой у рассветного ГУМа, караула на Красной площади (силуэты солдат рифмуются с абрисом собора Василия Блаженного), отца с двумя младенцами (один ребенок, туго запеленатый, лежит в старомодной коляске). Некоторые фото демонстрируют Ахломова-лирика, снимавшего то мокрую скамейку в Сокольниках, то побелевшие от снега улицы.
Впрочем, настоящий хит — портреты. Серия изображений знаменитого мима Леонида Енгибарова напоминает маленький фильм, где каждый кадр — законченная сцена: легендарный клоун то устраивает корриду (вместо разгневанного быка — мирно припаркованная «Волга»), то позирует в образе Гамлета. В объектив Ахломова попадал еще один великий артист, Юрий Никулин. А также множество других звезд: Марлен Дитрих, Джейн Фонда, Дмитрий Шостакович, Андрей Тарковский, Алла Демидова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская… Вне зависимости от статуса его модели всегда получались живыми и непосредственными. Например, богиня советского балета Галина Уланова на снимке заливисто хохочет: остается только догадываться, как фотографу удалось «расшевелить» холодную диву.
И все же самым близким жанром для Ахломова, четырежды лауреата премии World Press Photo, оставался репортаж. Сюжеты он порой находил прямо на рабочем месте. Например, мойщик окон запечатлен из редакционного кабинета: за спиной промышленного альпиниста — Пушкинская площадь. Впрочем, подобный случай — все же исключение. Трудившийся в «Известиях» более полувека, мэтр в поисках сюжетов объездил всю страну: на выставке можно увидеть кадры, сделанные в Сургуте или, например, на Соловках. Вне зависимости от темы маэстро удавалось сохранять оптимистичный взгляд на мир. Это характерно даже для хроник новейшего времени. Снимая уличные волнения 90-х, Ахломов, конечно, порой выдавал чуть более едкие и сатирические вещи, но, в целом, его работы — пример гуманистической фотографии. Когда стремишься показать позитивное не потому, что хочется залакировать действительность, а просто из-за искренней влюбленности в жизнь.