И старые, и малые

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

29.03.2018

В ГМИИ им. А.С. Пушкина представили шедевры Лейденской коллекции — 82 произведения, среди которых работы Рембрандта, Вермеера, Карела Фабрициуса и Франса Хальса, а также крошечный рисунок Леонардо да Винчи. Частное собрание, основанное Томасом С. Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан в 2003-м, считается одним из лучших в мире. По словам директора Марины Лошак, пропустить такой раритет музей не мог: впервые коллекция была показана в Лувре в прошлом году и, благодаря быстрой реакции и убедительным доводам российской стороны, оказалась в Москве.

Один из кураторов Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ, напомнил: шедевров такого класса в открытом доступе мало, большинство разобраны крупнейшими институциями. Создать подобную коллекцию, да еще в сжатые сроки почти невозможно — помимо помощи профессионалов, требуется банальное везение. Среди жемчужин, привезенных в столицу, — «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера (около 1670–1672) и «Явление ангела Агари» (около 1645) Карела Фабрициуса. Последняя работа является единственной вещью живописца, находящейся в частных руках. Широкая публика знает имя художника по роману Донны Тартт «Щегол»: одноименная картина не только попала на обложку, но и стала одним из «героев» повествования. Впрочем, знатоки и до выхода бестселлера слышали о мастере, трагически погибшем в 32-летнем возрасте во время масштабного взрыва пороховых складов в Дельфте. Сегодня известны лишь 16 произведений Фабрициуса, в России имеется одно: «Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии» (1645–1647), хранящееся в ГМИИ.

Главная «приманка» нынешнего проекта — небольшой холст Вермеера. Как и остальные вещи, работа впервые оказалась в России. Мягкая игра света и тени, деликатно выписанное лицо модели, фирменный вермееровский лимонный цвет... Картине, по словам Вадима Садкова, повезло с реставраторами — коллекционер не пожалел денег на восстановление шедевра. Исследователи считают, что он написан на том же куске полотна, что и не менее знаменитая «Кружевница» (1669–1670), ныне хранящаяся в Лувре. Для создания особой атмосферы организаторы выставили настоящий, богато инкрустированный вёрджинел XVI века.

Впрочем, ядро коллекции — вещи Рембрандта. Здесь у Каплана вновь рекорд: 14 картин — крупнейшее собрание произведений голландца, находящееся в частных руках. Это разные по качеству работы — конечно, относительно самого Рембрандта. Есть прекрасный автопортрет (1634): удивительно безмятежный по сравнению со знаменитыми экспрессивными «селфи» мастера. «Девушка в расшитой золотом накидке» (1632) с рыжевато-пшеничными волосами, словно светящаяся изнутри, напоминает загадочную барышню из «Ночного дозора» (1642). Из эксклюзивов — изображение отдыхающего льва (около 1638–1642), — бог знает в каком зверинце художник мог увидеть диковину. С этим рисунком перекликается набросок Леонардо да Винчи: голова медведя, выполненная несколькими штрихами серебряного карандаша (около 1485). Формально это творение не вписывается в круг авторов Лейденской коллекции, названной так, кстати, в честь родного города Рембрандта. Однако обладать работой гения и не показывать ее — преступление, поэтому стоит поблагодарить Каплана за подобную «вольность». Тем более, по словам Садкова, рисунок использовался Леонардо при создании «Дамы с горностаем» (1489–1490). Морду невиданного животного да Винчи писал с медвежьей, правда, существенно изменив ее.

Зрители могут увидеть и картины авторов круга Рембрандта — например, портрет матери знаменитого художника: очень странный, почти инфернальный (около 1628). Есть произведения Яна Ливенса, голландского вундеркинда, по молодости делившего мастерскую с Рембрандтом. Впоследствии везунчик стал придворным живописцем при английском короле Карле I, купался в славе и богатстве, однако, растратив состояние, умер в нищете. Очень долго творения Ливенса приписывали его более знаменитому коллеге: лишь недавно исследователи смогли правильно атрибутировать вещи. В ГМИИ, в частности, привезли «Автопортрет» (около 1629–1630), а также изображение принца Руперта Пфальцского (около 1631): нежное лицо, тонкие детские брови, чуть обкусанные припухлые губы... Обе работы написаны мастером еще в молодости. Впоследствии Ливенс растерял талант: его поздние творения вызывают у зрителей смешанные чувства.

Перечисленными авторами выставка не ограничивается. В экспозиции есть произведения Франца Хальса, Геррита Дау (ученика Рембрандта), а также Якобуса Вреля, которого злые языки называли «Вермеером для бедных». Можно понять коллекционера, потратившего огромные деньги на формирование собрания: старые мастера, умевшие находить прекрасное в окружавшей жизни, несомненно, знали секрет вечности. Их шедеврами смогут насладиться и петербуржцы — проект переедет в Эрмитаж в сентябре этого года.



Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru