21.03.2018
Воздавая должное разнообразным талантам Тинторетто, в том числе музыкальным, летописец Возрождения Джорджо Вазари утверждал, что «в области живописи он был необуздан, норовист и решителен — самая взбалмошная голова, когда-либо встречавшаяся в живописи».
Якопо Робусти появился не свет в семье венецианского красильщика и получил прозвище Тинторетто — «маленький красильщик». Первым азам ремесла научился у отца, а потом, согласно преданию, поступил учеником в мастерскую Тициана. Ревнивый мэтр мгновенно оценил дарования юноши и через несколько дней выгнал его, опасаясь конкуренции.
Обида не помешала Якопо в дальнейшем начертать на стенах своей мастерской творческое кредо: «Рисунок — Микеланджело, краски — Тициана». Амбициозный молодой человек стремился превзойти двух гениев. Выходец из сословия пополанов — торгово-ремесленнического люда — «маленький красильщик» не мог рассчитывать ни на покровительство знати, ни на социальные лифты. Фактически Якопо был самоучкой. В начале своей карьеры брался за любые заказы: украшал интерьеры, расписывал мебель, музыкальные инструменты, балдахины, фонари и разную утварь. В молодые годы выставлял работы на рынках у площади Святого Марка и у моста Риальто. Кроме того, прибегал к «демпингу» — продавал картины гораздо дешевле соперников, чем нажил себе множество врагов. Некоторые заказы вообще выполнял бесплатно. В одиночку в течение 23 лет расписывал венецианскую Скуолу Сан-Рокко. Генри Джеймс писал: «Вряд ли мы найдем в другом месте четыре стены, в которые вложено столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать».
Тинторетто прожил всю жизнь в Венеции, писал замечательный искусствовед Павел Муратов, в эпоху «грандиоза, славы и роскоши», когда «польза отечества» присутствовала незримо во всех событиях». Бесстрашный и независимый, он умел постоять за себя. Однажды, отвечая на нападки писателя- памфлетиста Пьетро Аретино, тициановского друга, художник пригрозил наглецу пистолетом.
Неистовый Тинторетто был самым экспрессивным и эмоциональным из всей когорты венецианских живописцев. В жизни и творчестве держался особняком, уходил от традиций, выступал новатором, использовал световые эффекты. В парижской экспозиции представлено полотно «Грехопадение Адама и Евы», положившее начало серии чувственных изображений обнаженной натуры. Бросив перчатку Тициану и Веронезе, Тинторетто писал библейских персонажей, богинь и куртизанок, принцесс и служанок, соблазнительниц и жертв сексуального насилия.
Некоторые его полотна написаны как театральные сцены. Художник участвовал в оформлении постановок, создавал костюмы. Дружил с драматургами и актерами. Обожал домашние концерты — играл на разных музыкальных инструментах, в том числе на арфе.
Тинторетто был не только последним титаном итальянского Возрождения, но и сыграл роль связующего звена с эпохой барокко.