Свежий номер

Дикие, но симпатичные

31.01.2018

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Фото: ceskatelevize.czВ Государственном центральном музее современной истории России представили «Зеркало души»: первую в нашей стране ретроспективу Антонио Лигабуэ. Картины неординарного самоучки считаются итальянским ответом на расцвет наивного искусства в ХХ веке. 

Самые знаменитые из предшественников Лигабуэ — Анри Руссо по прозвищу «Таможенник» и Нико Пиросмани. Впрочем, куда более очевидно сходство или даже сознательная ориентация на безумного Ван Гога, гениального дилетанта, сохранившего в работах черты непрофессионализма. Главное, что объединяло голландца и итальянца — тяга к саморефлексии посредством автопортретов. Худое изможденное лицо Лигабуэ, повернутое в три четверти, затравленный взгляд — все это усиливает сходство с каноническими полотнами классика. Особенно очевидно оно в работе, к сожалению, не включенной в московскую ретроспективу: Антонио позирует в мотоциклетном шлеме, напоминающем головной убор Винсента. Это произведение относится к короткому благополучному периоду жизни итальянского мастера: в конце 40-х на него обратили внимание критики и покупатели, появились деньги, которые живописец спускал на мотоциклы. Однако радость длилась недолго: вскоре он попал в аварию и оказался в инвалидном кресле.

Некоторые автопортреты Лигабуэ довольно натуралистичны: окровавленный висок, поцарапанный нос. В отличие от Винсента, прикрывавшего повязкой отрезанную мочку уха или рисовавшего себя с другого ракурса, итальянец не стыдился увечий. Вероятно, это те повреждения, которые он наносил себе в моменты помутнения рассудка: из-за подобного поведения художник оказался в психиатрической лечебнице. Как и голландец, Антонио страдал серьезным душевным расстройством. Это обнаружилось еще в юности. Итальянец воспитывался в чужой семье. Подростком, поссорившись с приемной матерью, первый раз оказался в доме скорби. Впоследствии не единожды попадал в подобные учреждения: к нему даже приклеилась кличка Безумец. Пьянствовал, скитался, перебивался случайными заработками... Трагическая биография хорошо вписывалась в романтический миф о связи гениальности и девиаций.

Лигабуэ был как минимум нетривиальным художником. Живший и работавший на реке По, он выплескивал на холст странные апокалиптические видения. Тигр с распахнутой пастью, пытающийся проглотить зрителя; хищники, разрывающие змей, обезьян и даже туземцев. На одном из холстов изображен леопард, а под его лапами — человеческий скелет. То ли это наивная попытка показать торжество дикой природы, то ли отсылка к жанру «напоминаний о смерти», укорененному в европейской культуре. Как бы то ни было, критики находили его работы чрезвычайно самобытными. На выставке есть и другие любопытные полотна — например, «Напуганные грозой лошади» (1957), где струи воды воспроизведены по-детски непосредственно, длинными косыми линиями. И удивительный женский портрет (1960), моделью для которого словно бы послужила одна из звезд эпохи итальянского неореализма. Трогательные детали вроде порхающих бабочек или птиц напоминают об изобилии художественных оптик, которые делают наш мир по-настоящему интересным.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел