Это Третьяковка, Карл!

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

26.01.2018

Государственная Третьяковская галерея представила портреты Карла Брюллова из петербургского частного собрания. Картины, принадлежащие Андрею Каткову, потомку старшего брата художника, архитектора Александра Брюллова, ранее не показывали в Москве. Жители и гости Северной столицы могли видеть их в 2013-м, в Русском музее. Экспозицию в Белокаменной дополняет одна работа из «Дворца конгрессов» в Санкт-Петербурге: «Портрет А.К. Демидовой» (1836–1837).

Катков изначально владел «Портретом аббата» (конец 1830-х): произведение передавалось в семье по наследству. Личность изображенного на нем священника до сих пор не установлена. Возможно, это был настоятель лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте: известно, что братья Брюлловы занимались возведением и украшением храма.

Другие картины приобретались постепенно. Третьяковская галерея разместила приехавшие полотна в отдельном зале, по соседству с вещами «Великолепного Карла» из собственной экспозиции: таким образом подчеркиваются переклички между работами. Например, в собрании Каткова есть «Автопортрет» 1849 года — повторение хранящейся в ГТГ работы мастера, изобразившего себя больным и изможденным (1848). Исследователи знали о существовании двух копий, выполненных учениками. Вещь, написанная рукой самого Брюллова, стала приятным сюрпризом. В коллекции Каткова имеется еще один «Автопортрет», более ранний — он создан в начале 1830-х. В каталоге Третьяковской галереи, выпущенном к выставке, воспроизведены и другие «селфи» мастера, страдавшего нарциссизмом: от карандашного изображения в мундире ученика Академии художеств до шаржей, нарисованных в зрелом возрасте. Брюллов был красив, о чем хорошо знал: завивал волосы крупными локонами, усиливая сходство с античными изваяниями. Это подтверждают и сохранившиеся дагерротипные снимки. Правда, как свидетельствовали язвительные современники, мэтру не повезло с ростом — живописец выглядел грузным и коренастым. Его ученик Павел Соколов вспоминал: «Карл Павлович Брюллов носил очень высокие каблуки, чтобы казаться повыше, и был очень комичен... [Он] воображал себя неотразимым красавцем и всегда говорил, что в Риме бы его иначе не называли, как «Венерова голова», которая, впрочем, была очень красива и выигрывала от прически, напоминающей прическу Аполлона Бельведерского, но тип общий у него все-таки был немецкого бюргера».

Некоторые портреты созданы в Италии, где художник провел больше десяти лет. Княжна Екатерина Гагарина с младшими сыновьями (1824) позировала на собственной вилле в предместье Рима. Ее старший сын Григорий, ученик Брюллова и его компаньон во время путешествия от Афин до Константинополя и Одессы, оставил интересные мемуары о мастере, включающие в себя и упоминания о картине. Сам Григорий Григорьевич, кстати, выполнил ученическую копию работы — она воспроизведена в каталоге.

Другое итальянское творение Брюллова — портрет великой княгини Елены Павловны (1828–1829). Она позировала в черном платье — в дни траура по скончавшейся свекрови — вдовствующей императрице Марии Федоровне. Похожая вещь (правда, насчет авторства имеются сомнения) хранится в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске. Кроме того, в Русском музее есть два изображения великой княгини кисти мастера: одно поясное, второе — в полный рост, с дочерью Марией.

Вариант неоконченного «Портрета А.Н. Демидова на коне» (1852) отсылает к другим известным работам мастера, вроде знаменитой «Всадницы» (1832). Герой полотна — Анатолий Демидов, сын богатого промышленника, а также заказчик «Последнего дня Помпеи». Исследователи выяснили, что мэтр трудился над картиной не в одиночку: лицо, фрагменты одежды и саблю завершал Керубино Корньенти, ученик Брюллова.

Наконец, молодая женщина у фортепиано (1838), по мнению исследовательницы Эсфири Ацаркиной, не кто иная, как жена живописца. Павел Соколов писал: «При виде этой очаровательной девушки меня охватило чувство жалости к ней. Она, свеженькая, 18-летняя, как махровый цветок, дышащая жизнью и здоровьем, рядом с обрюзгшим и опухшим от пьянства и разврата [Брюлловым] представляла грустное зрелище. Увлекшись его славой и принуждаемая родителями на «выгодную партию», она находилась в счастливом неведении и принимала за любовь его сладострастные порывы». Впрочем, брак длился недолго: вскоре супруга тайно бежала от художника, ревновавшего ее даже к императору Николаю I, и уехала за границу. Эти и многие другие любопытные факты, связанные с картинами Брюллова, были установлены стараниями исследователей. Однако можно не сомневаться: молчаливые работы хранят еще немало тайн.



Фото на анонсе: Антон Кардашов/mskagency.ru